Бизнес и Управление        29 мая 2014        25         Комментарии к записи Что должен знать и уметь бухгалтер отключены

Что должен знать и уметь бухгалтер

Скоро в столице трудно будет отыскать забор или стену, не обклеенную объявлениями о микрозаймах. Их срывают, но они появляются вновь. Это предложения об экспресс-кредитах на сумму 5 – 10 тыс. рублей за 10 минут при наличии паспорта с гарантией 100%. Между тем за навязчивой рекламой стоит законный бизнес, которому требуется официальное ведение учета и представление отчетности. А бухгалтерам «микрофинанс» пока еще в новинку. Итак, что должен знать и уметь специалист учета при трудоустройстве в микрофинансовую организацию? 

Юридические знания

Современный бухгалтер начинает работу в новой для себя отрасли с изучения правовых особенностей деятельности, в которой предстоит вести учет. В данном случае ему необходимо изучить Федеральный закон от 2.07.2010 г. № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». На что обратить внимание? Прежде всего юридическое лицо приобретает статус микрофинансовой организации (МФО) со дня внесения сведений о нем в государственный реестр микрофинансовых организаций и утрачивает такой статус со дня исключения сведений о нем из этого реестра. «Самопровозглашенные» МФО противозаконны. Примечательно, что к МФО могут относиться некоммерческие организации например фонды. Но эта форма применяется главным образом при государственной поддержке субъектов малого предпринимательства. Доходы подобных НКО, полученные от микрофинансовой деятельности, направляются на осуществление микрофинансовой деятельности либо на социальные цели. Деятельность МФО заключается в предоставлении микрозаймов (микрофинансирования), то есть займов на сумму, не превышающую 1 млн рублей. При этом используются документы:

  • Правила предоставления микрозаймов, утверждаемые органом управления микрофинансовой организации;
  • Заявка на предоставление микрозайма;
  • Договор микрозайма;
  • График платежей заемщика.

Правила подлежат обязательному размещению в сети Интернет (если вы собираетесь стать заемщиком – изучите их заблаговременно.). А к договору микрозайма применимы общие правила о займах, установленные в Гражданском кодексе (в части, не урегулированной Законом № 151-ФЗ). МФО может мотивированно отказаться от заключения договора микрозайма. Разумеется, основное условие микрофинансовой деятельности – наличие источника денежных средств. МФО вправе привлекать деньги в виде займов и (или) кредитов, добровольных (благотворительных) взносов и пожертвований. Однако привлекать средства физических лиц допустимо лишь в двух случаях:

  • Если деньги предоставляют учредители (члены, участники, акционеры) МФО;
  • Если сумма по одному договору займа с займодавцем-физлицом превышает 1,5 млн рублей.

Но заключать с одним «физиком» несколько договоров не запрещено. Поэтому второй запрет носит символический характер и преодолим. А вот общая сумма задолженности заемщика по микрозаймам не может превышать 1 млн рублей. Здесь идет речь о совокупности всех договоров микрозайма. Это важно! Вопрос Может ли компания выдавать займы без регистрации в качестве микрофинансовой организации? Ответ Да, может. Прямого запрета законодатель не установил (решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.02.2012 г. по делу А40-7190/12-154-71). Однако на осуществление банковских операций требуется банковская лицензия (пп. 1 и 2 ст. 5, ст. 13 Федерального закона от 2.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»). Поэтому привлекать денежные средства со стороны с их последующим размещением компания не вправе. Отметим: МФО могут одновременно осуществлять другие виды деятельности, кроме профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Бухгалтерский учет

Вооруженные правовыми знаниями, переходим к бухгалтерскому учету операций МФО. Доходами МФО по обычным видам деятельности будут проценты по договорам микрозайма (п. 5 ПБУ 9/99). НДС они не облагаются (пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ). Сами эти договоры, как правило, носят краткосрочный характер. Выданные займы являются финансовыми вложениями МФО (пп. 2 и 3 ПБУ 19/02). Проценты за пользование заемными средствами признаются расходами по обычным видам деятельности, поскольку выдача займов является предметом деятельности МФО (абз. 5 п. 5 ПБУ 10/99). Типовые операции МФО представлены в таблице:

Содержание операции Корреспондирующие счета
Дебет Кредит
Привлечены заемные средства (по договорам займа и кредитным договорам) 51 66, 67
Денежные средства внесены из банка в кассу 50 51
Выданы микрозаймы населению 58 50
Начислены проценты к получению от заемщиков 76-1 90-1
Начислены проценты к погашению займодавцам 90-2 76-2
Возвращен микрозаем 50 58
Уплачены проценты по договору микрозайма 50 76-1

Для микрофинансирования характерны запредельные процентные ставки. С другой стороны – велика доля непогашенных микрозаймов, проблемных или даже безнадежных к взысканию с должников. В итоге экономическая выгода от значительной доли процентных доходов МФО по методу начисления является иллюзорной. Управленческое решение может состоять в продаже долгов недобросовестных заемщиков коллекторским агентствам. Это компании, специализирующиеся на «выбивании» задолженностей. В условиях рискованного кредитования бухгалтеру МФО предстоит создавать резервы по счетам 58 и 76-1 – соответственно:

  • Под обесценение финансовых вложений (ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 59) по правилам разд. VI ПБУ 19/02;
  • Сомнительных долгов по дебиторской (процентной) задолженности заемщиков (ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 63) согласно п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

Непогашенные долги заемщиков списываются по истечении срока исковой давности (ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 58, 76-1). Исковая давность – срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено (ст. 195 ГК РФ). Срок исковой давности составляет 3 года (ст. 196 ГК РФ). Течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска, а также действиями должника, свидетельствующими о признании долга. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново (ст. 203 ГК РФ). Но в результате применения исковой давности окажется, что заемщик получил от МФО деньги безвозмездно. У такого физлица возникает доход, облагаемый НДФЛ (письмо Минфина РФ от 13.11.2007 г. № 03-11-04/2/274, где под кредиторской задолженностью понимается сумма, в отношении которой организация выступает кредитором). А МФО, хотя и выступает источником этого дохода, удержать налог не имеет возможности. В итоге МФО предстоит направлять в налоговую инспекцию сообщения о сумме налогов по форме 2-НДФЛ (п. 5 ст. 226 НК РФ). Как известно, непредставление каждой такой справки грозит штрафом в размере 200 рублей (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Кассовая дисциплина

Микрозаймы могут выдаваться как в наличной, так и в безналичной форме. В этой части каких-либо нормативных ограничений не существует. Каковы же особенности осуществления кассовых операций в МФО? Какие-либо специальные формы документов для регистрации наличных расчетов МФО (в отличие от ломбардов, применяющих особые бланки строгой отчетности) не предусмотрены. По общим правилам выдачу микрозайма удостоверяет расходный кассовый ордер, а его возврат и уплату причитающихся процентов – приходный кассовый ордер. Эти операции регистрируются в кассовой книге. Но МФО, как правило, имеют множество территориально обособленных подразделений. Вправе ли каждое из них иметь свою кассу? Банк России в письме от 4.05.2012 г. № 29-1-1-6/3255 разъясняет, что препятствий для этого не существует. Даже если МФО имеет единственный расчетный счет в банке, обслуживающий все подразделения. Микрофинансовая деятельность не требует применения кассового аппарата. Это следует из п. 7 письма ФНС России от 10.06.2011 г. АС-4-2/9303@. Зато с соблюдением лимита кассы у МФО возникнут сложности. На основании Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации (утв. Банком России 12.10.2011 г. № 373-П) лимит определяется как средний за 1 – 7 (или 14, в зависимости от наличия банка в населенном пункте) рабочих дней объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги. Поступления за финансовые услуги МФО (пп. 2 и 6 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции») – это проценты, уплаченные заемщиками. Но лимита, исчисленного исходя из процентных средств, для обеспечения наличного оборота МФО явно недостаточно. Повысить лимит можно, если рассматривать микрофинансовую деятельность как продажу микрозаймов. Тогда выданные деньги приравниваются к товарам. Эта позиция, опирающаяся на аналогию права (п. 2 ст. 6 ГК РФ), весьма удобна. Но официальных разъяснений на этот счет пока не поступало.

Налогообложение

МФО могут применять «упрощенку». Напомним, что ни банки, ни ломбарды, оказывающие услуги подобного рода, такого права не имеют (п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Плательщиками единого налога на вмененный доход МФО не признаются. В случае применения общего режима налогообложения МФО столкнется с необходимостью уплачивать налог на прибыль с процентов, не реальных к получению. Из них МФО может формировать резерв по сомнительным долгам (ст. 266 НК РФ). Но включать в сумму этого резерва задолженность по микрозаймам не рекомендуется (письмо Минфина России от 12.05.2009 г. 03-03-06/1/318). Хотя из налогового законодательства следует, что сомнительным долгом признается любая задолженность, возникшая в связи с оказанием услуг. Почему же к ней нельзя отнести деньги, выданные клиентам МФО? Ведь у компании, реализующей товары, размер задолженности покупателя представляет собой себестоимость товаров, увеличенную на торговую наценку. А микрозаем – тот же товар… Другим способом снижения налоговой нагрузки выступает применение кассового метода учета доходов и расходов по налогу на прибыль (ст. 272 НК РФ. Расходы на проценты за привлеченные средства в налоговом учете нормируются (ст. 269 НК РФ).

Надзор и санкции

В довершение картины расскажем о дополнительных обязанностях МФО и санкциях, которые им угрожают. Микрофинансовая организация обязана гарантировать соблюдение тайны об операциях своих заемщиков. Жизнь бухгалтера МФО осложняют специальные контролирующие органы Федеральная служба по финансовым рынкам и Федеральная служба по финансовому мониторингу. МФО обязаны ежеквартально представлять в территориальные органы ФСФР России документы, содержащие отчет о микрофинансовой деятельности и о персональном составе своих руководящих органов (ст. 15 Закона № 151-ФЗ). Формы и сроки для этого утверждены приказом Минфина России от 1.03.2012 г. № 37н, (зарегистрировано в Минюсте России). Отчетность за I квартал, I полугодие, 9 месяцев календарного года представляется не позднее 45 дней по окончании отчетного периода, а за календарный год – не позднее 105 дней по его окончании. Кроме того, МФО должна соблюдать экономические нормативы «достаточности собственных средств микрофинансовой организации» и «ликвидности микрофинансовой организации». Порядок расчета этих показателей и минимально допустимые значения для них установлены приказом Минфина России от 30.03.2012 г. № 42н (зарегистрировано в Минюсте России). Соответствие этим критериям контролируют органы ФСФР. Нарушения названных обязательных требований считаются административным правонарушением по ст. 15.26.1 КоАП РФ. Она предусматривает предупреждение или наложение штрафа на юридических лиц в размере от 10 до 30 тыс. рублей. Другая особенность деятельности МФО состоит в том, что они относятся к организациям, через которые осуществляется мониторинг за движением денежных средств в соответствии с Федеральным законом от 7.08.2001 г. 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Поэтому МФО должны разрабатывать, утверждать в Росфинмониторинге и соблюдать правила внутреннего контроля. Требования к ним изложены в постановлении Правительства РФ от 30.06.2012 г. № 667. А санкции за несоблюдение обязанностей, установленных Законом № 115-ФЗ, весьма серьезны (ст. 15.27 КоАП РФ). Наконец, развешенные на всех столбах листовки с предложениями об экспресс-кредитовании являют собой классический образец недобросовестной рекламы (см. постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 6.12.2011 г. № 09АП-29800/2011 по делу № А40-83199/11-148-736). Санкции за нее немалые. Штрафы по ст. 14.3КоАП РФ составляют: на должностных лиц – от 4 до 20 тыс. рублей, на юридических лиц – от 100 до 500 тыс. рублей. Итак, деятельность МФО должна быть законной, а ее правила – прозрачными для заемщиков.