«Яндекс» против Сбербанка: выигрыши Воложа и промахи Грефа

  Новости        09 августа 2020        43         0

После, так сказать, реструктуризации совместного предприятия «Яндекса» и Сбербанка создается впечатление, что сделка оказалась какой-то слепой и непродуманной! Расставаясь с «Яндекс-деньгами», Греф не подозревал, что IT-компания может создать альтернативу проданному Сбербанку проекту? Наивно полагать, что не создал бы. Очередной промах Грефа? Не слишком ли много промахов для одной сделки?

Еще на стадии создания совместного предприятия «Яндекса» и Сбербанка возникало подозрение, что компаниям будет трудно сойтись характерами, тем более, когда речь идет об успешном бизнесмене — основателе Яндекса Воложе и менеджере-диктаторе Грефе, не просто привыкшем всё и вся, что нужно и, порою, что не нужно, брать под контроль, а имеющем доступ к политическим инструментам для достижения своих целей. На самом деле, проект мог бы быть крайне успешным и выгодным. «Яндекс» заявлял, что появились инвестиции. Видимо, на то и был расчет. Как правило, IT-компаниям приходится искать на свое развитие деньги на свободных рынках, в результате чего можно потерять контроль над бизнесом. Кредитные ресурсы в России недешевые. Поэтому совместное предприятие с крупнейшим в России банком, монополистом, да еще с госдолей в акционерном капитале, должно было сыграть в плюс «Яндексу», как бы предоставляя более свободный, чем у конкурентов, доступ к денежным ресурсам. И всё-таки что-то пошло не так. Совместный проект просуществовал недолго. Последовали развод и делёж, так сказать, имущества. И вот, разойдясь со Сбербанком в разные стороны, «Яндекс» намерен создать по сути своей банковскую экосистему с рядом финансово-страховых проектов, для которых, как известно, требуется соответствующая лицензия. Кроме того, подобная деятельность подпадает под регулирование Центробанка. Неизвестно, каким образом в этом направлении будет двигаться «Яндекс». Пока что, сообщалось в СМИ, компания подала в Роспатент заявку на регистрацию торговых марок «ЯБанк», «ЯКредит», «ЯБиржа», «ЯБрокер», «ЯВклад», «ЯКапитал», «ЯСтраховка», «ЯСчет», «ЯПортфель», «ЯСбережения», «ЯСейф», «ЯЭквайринг», «ЯПеревод», «ЯВалюта», «ЯТрейд», «ЯАкции» и «ЯКэш». Между тем, давно известный факт — IT-проекты, в том числе зарубежные, решившие в свое время связаться с традиционно банковскими инструментами, так или иначе, даже спустя много лет, скатывались к деятельности банков, что практически полностью ставит жирную точку на необходимости их дальнейшей реализации, так как традиционная банковская деятельность и стоит гораздо дороже, и, в отличие от IT-проектов, зарегулирована, строится иначе, да и, в принципе, теряли привлекательность. Хотя, безусловно, и сами банки уходят от традиционных инструментов, но опять же, имея лицензию на свою работу и подчиняясь законам банковского рынка. При этом, как сообщало издание Лента.ру, банковские, страховые, инвестиционные услуги «Яндекса» будут предназначены как для частных лиц, так и для юридических. Компания будет предоставлять вполне банковские продукты: выпускать кредитные карты, выдавать займы под залог, взыскивать долги и т. д. Но вот, что еще более кажется интересным и то, что осталось за кадром и при создании СП, и после «развода».

Яндекс

Яндекс

Хоть и недолгое, но совместное существование «Яндекса» со Сбербанком состоялось. «Яндекс» получил некоторое финансирование. А что еще могла получить компания от Сбербанка, как и Сбербанк от «Яндекса»? Получили ли обе стороны доступ к базам данных своих клиентов, были ли объединены эти базы данных? Ведь не секрет, что закон о персональных данных позволяет объединять базы при условии, так сказать, совместимости целей. Совместное предприятие априори преследует совместные цели. Значит, и базы данных, могли быть совмещены. Вот только как быть в этом случае с банковской тайной? В случае объединения баз данных была ли нарушена банковская тайна?

Герман Греф

Герман Греф Дарья Антонова © ИА REGNUM

Герман Греф называл распад совместного предприятия не «разводом», а реструктуризацией, при этом подчеркивая, что экосистемы компаний конкурировали между собой, что создавало сложности. Можно подумать, что «великий» Греф не понимал, на что шел при создании СП, и не подозревал, что системы могут конкурировать. Он думал, что таким образом устранит конкурента? А Волож не подозревал, что Греф по привычке хотел бы устранить конкурента? Неужели основатель «Яндекса» рассчитывал исключительно на материальную выгоду, не подозревая, что в этом случае придется чем-то поступиться. Ведь известно, что «бесплатный сыр может быть только в мышеловке».

После, так сказать, реструктуризации совместного предприятия и в этой связи возникающих вопросов создается впечатление, что сделка оказалась какой-то слепой и непродуманной! Расставаясь с «Яндекс-деньгами», Греф не подозревал, что IT-компания может создать альтернативу проданному Сбербанку проекту? Наивно полагать, что не создал бы.

Когда произошла реструктуризация СП, практически все эксперты предположили, что «Яндекс» обрел, таким образом, в лице Грефа мощного врага. Сейчас выходит, что «Яндекс», создавая свою финансовую экосистему, лезет как бы на рожон? Тогда что это за такая мирная реструктуризация и можно ли назвать ее мирной, как и реструктуризацией? И почему в рамках этой так называемой реструктуризации Греф не предусмотрел условий, ограничивающих «Яндекс», например, в течение нескольких лет с момента свершения сделки в создании альтернативных проектов? Очередной промах Грефа? Не слишком ли много промахов для одной сделки?! Судя по всему, пока что в этой наметившейся «борьбе» между главой Сбербанка и основателем «Яндекса» выигрывает явно Волож. Хотя последние события, связанные с планами по пересмотру Россией соглашения об избежании двойного налогообложения с Нидерландами, где зарегистрирована компания «Яндекс», могут сыграть на руку Грефу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спонсоры:
Страницы