Обо всем        31 мая 2014        70         Комментарии к записи Инвестиционные проекты в автопроме СКФО. Размышления трехмесячной давности отключены

Инвестиционные проекты в автопроме СКФО. Размышления трехмесячной давности

Пикник на обочине? 
В преддверии премьерного российского автосалона хотелось бы поделиться некоторыми своими соображениями.
Конечно же, это праздник и для автопроизводителей и для потребителей.
Но это своего рода «пикник на обочине» для нашего отечественного автопрома.
Коренные российские бренды вряд ли будут показывать на этом мероприятии сногсшибательные премьеры, собственные разработки и какие-то новации.
Время премьер нашего автопрома или уже ушло, или еще не пришло.
Наши производители будут отвечать на так называемый месседж нашего руководства – путь на интеграцию с мировыми автомобильными брендами.
Смотрите, мол уважаемые Президент и Премьер, отреагировали правильно, интегрируемся…
Вот Вам детали трансмиссии поставили на наш транспорт, вот системы безопасности, вот силовой агрегат… Ничего, правда, своего не освоили, не локализовали, но уже поставили.
Хорошо это или плохо?
Как потребителю, мне совершенно всё равно, что там у автомобиля под скорлупой творится. Лишь бы был  не дорогим, комфортным, красивым, экономичным и безопасным.
А вот с точки зрения государственных мужей, я бы подсчитал, а сколько рабочих мест, и какой ущерб бюджету России  уже нанесла и наносит подобная интеграция.
Чтобы не вдаваться в подробности и не утомлять читателей расчетами, приведу свои экспертные цифры.
В деньгах потери составляют около 200 миллиардов рублей, а в рабочих местах – около 1 миллиона. Экспортный потенциал российских автопроизводителей – около нуля. Такая моя арифметика.
Так что давайте порадуемся за наши успехи. Слава богу, и нефть у нас есть, и газ, и другие полезные ископаемые.
Что будет дальше?
Ничего особенного не произойдет.
Единственное, что может произойти примечательное в ближайшее время, так это официальный приход на рынок отечественных автопроизводителей китайских производителей большегрузных автомобилей и автобусов. Решение, кого запустят на полную катушку ФОТОН или ДОНГФЕНГ, в Правительстве пока не принято, все ждут выборов. Но то, что это произойдет, сомнений не вызывает. Ни Ростехнологии со своим КАМАЗом, ни  МАЗ не оказались способны интегрироваться с мировыми брендами и обеспечить высокое качество при оптимальной цене.  Что там творится в мировой закулисе, и кому Мерседес продаст свой камазовский пакет – никто не знает, а значит, процесс не контролируется, и надо заводить новых – китайцев. И я с этим совершенно согласен.
А что с нашим автопромом.
Как я и говорю, его практически не осталось.
Поэтому свои взоры я устремляю на Северный Кавказ, где  острейшим образом стоит проблема обеспечения занятости трудоспособного населения, и уже запущены автосборочные проекты. Многим хорошо известно мое участие в этих проектах, и своим мыслям я решил добавить предложения по Кабардино-Балкарской Республике, которая, по моему мнению, незаслуженно в  них забыта.
Укрупненно, а я являюсь разработчиком такой концепции, я представляю её таким образом, а как будет, посмотрим…
Производители  автомобилей и  автомобильных компонентов северо-кавказского региона стоят особняком по отношению к производителям  европейской части России.
Слишком велик общественный скептицизм   в отношении качества северо-кавказской продукции, надежности экономических связей, платежеспособности, возможностей производителей соблюдать графики поставок и другим аспектам производственно-хозяйственной деятельности.
И тем не менее,  практически все Республики в программах своего промышленного развития рассматривают автомобильную тематику как приоритетную.
Автомобильные предприятия региона возникали спонтанно, случайно, на личных связях, без предварительных маркетинговых исследований, серьезных бизнес-планов.
По этим и многим другим причинам,  предприятия испытывают проблемы со сбытом своей продукции, не развивают производство автокомпонентов, испытывают трудности в финансировании программ развития.
Закрытость предприятий и неправильное понимание коммерческой тайны автосборочных предприятий по модельному ряду не позволяет производителям автокомпонентов региона координировать совместную деятельность и интегрироваться в системы поставок.
Структура собственности определяющих машиностроительных предприятий региона  ставит их в прямую зависимость от государственного финансирования и приносит значительное бремя федеральному и региональному бюджетам. Кроме этого существует опасность банкротства предприятий, сокращения персонала и дополнительной безработицы.
Указанные обстоятельства говорят о необходимости разработки комплексной программы развития машиностроения СКФО для предприятий, ориентированных на автомобильное производство.
Укрупненно, такая программа могла бы быть такой:
В Карачаево-Черкесии, Чеченской Республике и Республике Дагестан –конвейерное  производство автомобилей классов А, Б, Ц,Д  по законченному циклу производства: штамповка-сварка-окраска-сборка-испытания.
В Республике Ингушетия — производство специальной автомобильной техники —  армейских  и гражданских тяжелых квадроциклов, спецавтомобилей на базе трансмиссий российских и иностранных полноприводных шасси для поставки под потребности МВД, МЧС, МО, Минздравсоцразвития, Минобрнауки,  Почты России, других ведомств, использующих такую автомобильную (в том числе для контроля и измерений) технику в СКФО и другие регионы России.
— электромобили типа гольфгар, электротягач, переоборудование автомобилей для инвалидов СКФО
В Кабардино-Балкарской Республике – центр по производству современных автомобильных компонентов и информационному обеспечению
— производство грузовых автомобилей и автобусов различных международных брендов
— производство прицепов и полуприцепов
— единая информационная площадка проекта
Во всех Республиках СКФО можно организовать производство
— технологической тары и средств малой механизации
Для координации работ по организации смежных производств и кооперированных поставок, а также для работы с предприятиями центральной части России предлагаю создать в структуре СКФО специализированную структуру – Центр содействия развитию машиностроения в СКФО и общественную организацию — некоммерческое партнерство – Ассоциацию производителей  автомобилей и автокомпоненентов Северного Кавказа. Учитывая особенности машиностроительного производства Кабардино-Балкарской Республики, эти структуры я предлагаю  разместить в городе Нальчике.
Учредителями такой Ассоциации могут выступить предприятия, банки, учебные заведения и другие российские и иностранные компании.
На перспективах Кабардино-Балкарии  остановлюсь отдельно.
Основным сдерживающим фактором развития машиностроительного производства является отсутствие подготовленных кадров.  Продвижение  крупного машиностроительного проекта требует единовременного привлечения в проект большого количества разнообразных специалистов: ИТР и рабочих,  подготовка которых может занять более трех-пяти лет.
Это требует иметь в регионе серьезную систему подготовки кадров, которая может отреагировать на потребности проекта с начального этапа.
Не последнее значение для осуществления взаимодействия с потенциальными партнерами  имеет и национальный состав участников проекта. Национальный состав жителей Кабардино-Балкарии  наиболее всего подходит именно для  внедрения крупных проектов в области развития производства автомобильных компонентов, требующих постоянных коммуникаций в различных регионах и отраслях.
Кроме этого, Кабардино-Балкария обладает неплохими возможностями для организации единой информационной (интернет) площадки проекта, создания электронной биржи для поиска в регионе оптимальных предложений по сырью, материалам и полуфабрикатам. Наличие такой площадки и специалистов по её сопровождению позволит на условиях аутсорсинга вести проекты, связанные с обслуживанием автосборочных проектов в Чеченской Республике  и Республике Ингушетия.
В настоящее  время в Правительстве России нет понимания ни по срокам, ни по объемам финансирования автосборочных проектов в ряде Республик Северного  Кавказа. Это связано с отсутствием программ развития производства автомобильных компонентов, смежных производств и кооперированных поставок внутри региона.
Уверен, что во многом, это связано с отсутствием Кабардино-Балкарской Республики среди активных участников автомобильных проектов.
Начало работ в этом направлении позволит Кабардино-Балкарской республике интегрироваться в проект создания автомобильной промышленности  на равных с другими участниками проекта и выступить в качестве ядра проекта по организации производства автокомпонентов для конвейерных поставок и поставок на вторичный рынок как внутри региона, так и за его пределами.
Наиболее перспективными для Кабардино-Балкарской Республики считаю следующие направления:
На основе имеющихся технологий:
  • Производство гаммы автобусов
  • Производство автомобильных прицепов и полуприцепов
  • Производство жгугов проводов для автомобилей, автобусов и электромобилей
  • Производство зарядных станций для электромобилей
  • Производство автомобильных сидений и деталей интерьера и экстерьера автомобилей из пластмасс
  • Производство ремней безопасности  с преднатяжителями в сборе
  • Производство деталей мелкой и средней штамповки
  • Изготовление технологической тары и средств малой механизации
Перспективные и инновационные продукты на основе нанотехнологий и нанопродуктов:
  • Структурные материалы и покрытия
  • Сенсоры
  •  Дисплеи
  • Каталитические конверторы и фильтры
  • Детали двигателей
  • Электрооборудование: электродвигатели, светотехника, оптиковолоконные шины
Считаю возможным привлечь в предлагаемый проект по СКФО до  15-ти миллиардов рублей в период 2012-14 годов и создать до 20-25 тысяч новых престижных и высокооплачиваемых рабочих мест.
В заключение, хотелось бы подчеркнуть, что это все-навсего предположения, прогноз, ожидания, а как будет – напрямую зависит от решений глав регионов, профильных министерств и ведомств.