Железная дорога без моста через Лену не дала полной транспортной доступности Якутска

  Новости        08 мая 2020        96         0

Железная дорога без моста через Лену не дала полной транспортной доступности Якутска

Железная дорога Томмот-Якутск (Нижний Бестях) не помогла связать крупнейший город Республики Саха (Якутия) с другими регионами России, и одной из причин недостижения целей стал отказ от строительства совмещенного мостового перехода через реку Лену, считает Счетная палата по итогам проверки.

«Спустя 15 лет с начала реализации, проект был завершен весной 2019 года, когда трассу ввели в постоянную эксплуатацию. Однако его основная цель – повысить транспортную доступность — выполнена не в полной мере», — говорится в сообщении ведомства. Такой вывод озвучил на коллегии Счетной палаты аудитор Валерий Богомолов.

Как указал Богомолов, изначально проект предусматривал строительство совмещенного моста, то есть автомобильного и железнодорожного мостового перехода, через реку Лена в районе Якутска, но в 2016 году от него отказались и исключили из ФЦП «Развитие транспортной системы». «Это привело к тому, что цели проекта не достигнуты: круглогодичной транспортной доступности нет», — пояснил аудитор.

Отмечается, что мост для региона является и экономической связью со всей страной. Без него железная дорога Томмот-Нижний Бестях не обеспечила решение запланированных задач, констатировал Богомолов. При этом проект обошелся в 48,7 млрд руб., из которых 28 млрд предоставил федеральный бюджет, еще 16,7 млрд — республиканский. В итоге была построена однопутная железная дорога протяженностью 439 км с пятью станциями, 63 мостами и вокзалом. Также на пусковом комплексе построен 21 невостребованный объект.

По данным Счетной палаты, на излишнюю инфраструктуру затрачено около 1 млрд руб. госсредств, а в составе незавершенного строительства — свыше 500 млн руб., потраченных на разработку проектной документации на строительство моста и работы по обеспечению подходов к нему. «Это свидетельствует о неэффективном использовании имущества и ресурсов, созданных в основном за счет средств федерального бюджета. Несмотря на ввод пускового комплекса в эксплуатацию, затраты на него до сих пор учитываются в составе незавершенного строительства», — указал Богомолов.

Аудитор добавил, что при сохранении существующих темпов роста грузоперевозок проектная мощность будет достигнута через 16 лет. Также он указал на препятствие в госрегистрации пускового комплекса. Участники проекта (Росжелдор, правительство Якутии и РЖД) еще не определили способ выделения долей и распределения прав на имущество пускового комплекса.

Счетная палата отмечает, что на коллегии присутствовал руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта Владимир Чепец. Он согласился с выводами контрольного ведомства и заверил, что замечания будут устранены.

Позже глава Якутии Айсен Николаев согласился с выводами аудиторов. «Согласен с выводами Счетной палаты — без моста через Лену проблема транспортной доступности, причем не только Якутска, но и всего северо-востока России, не решена… В текущем, обновленном проекте автомобильный Ленский мост был обоснован грузопотоками без железной дороги, расчеты подтверждены аналитическим центром при правительстве РФ. В этой схеме Нижний Бестях становится крупным мультимодальным транспортно-логистическим узлом, центром, через который потоки грузов пойдут по водным, автомобильным и железнодорожным артериям республики и северо-востока страны», — сообщил он.

Как отметил Николаев, с начала 2020 года в Якутии стартовали работы по строительству моста с привлечением внебюджетного финансирования, использованием механизма ГЧП. Ведутся изыскания и подготовка проектно-сметной документации.

«Позиция республики на счет необходимости строительства Ленского моста никогда не менялась. В прошлом году нас поддержал президент России Владимир Путин. Надеемся, что проект войдет в комплексный план модернизации и расширения магистральной транспортной инфраструктуры до 2024 года», — заключил руководитель региона.

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спонсоры:
Страницы