Финансы        01 июля 2014        69         Комментарии к записи Как правильно перенести убытки отключены

Как правильно перенести убытки

Расходы, превышающие доходы – это плохо. Зато в будущем, когда черная полоса закончится, и с заработка нужно будет уплатить налог на прибыль, бухгалтер сможет с выгодой для фирмы использовать ранее полученный отрицательный результат. Мы выяснили, как правильно перенести убытки.
Когда расходы больше доходов, налоговая база признается равной нулю. Затраты, полученные фирмой в убыточном периоде, в соответствии со статьей 283 НК РФ можно учесть в будущем, когда организация получит прибыль. Следует отметить, что предприятиям, применяющим спецрежимы уменьшить налог таким способом нельзя.
Распределение убытка можно начинать с первого квартала следующего периода после неудачного года. Разрешается вычитать из прибыли издержки за последние 10 лет. Значит, в декларации за 2011 год учитываются затраты, полученные с 1 января 2001 года, то есть до вступления в силу главы 25 НК РФ, когда действовал Закон РФ от 27 декабря 1991 года № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций». По ФЗ № 2116-1 фирма имеет право использовать убыток, полученный в 2001 году, в размере отрицательного результата на 1 июля 2001 г. Получается, что возможна ситуация, когда за полугодие получена прибыль, а за год нет, и тогда потери перенести нельзя.
Сегодня согласно пункту 2 статьи 283 НК, организации учитывают полученные затраты в будущих периодах полностью, естественно в рамках налоговой базы текущего периода. С 2011 года начали действовать изменения в правилах и условиях использования затрат в будущем. Введен запрет на перенос убытков, полученных фирмой, применяющей ставку ноль процентов по прибыли. Это компании, получившие дивиденды по государственным ценным бумагам, медицинские и учебные организации, сельскохозяйственные производители и фирмы в «Сколково».
Двойной учет
Когда расходы списываются в будущих периодах, появляется расхождение между бухгалтерским учетом и налоговым. Это обусловлено тем, что перенесенный убыток с прошлого периода не отражается в бухгалтерском учете. Такие затраты признаются временной разницей (пункт 11 ПБУ 18/02), что ведет к начислению отложенного налогового актива (пункт 14 ПБУ 18/02). Следует учитывать, что в зависимости от статей издержек и доходов могут быть два варианта переноса расходов:
  • Прибыль в бухгалтерском учете – убыток в налоговом учете.
  • Убыток в бухгалтерском учете – убыток в налоговом учете.
В тех годах, когда организация не получает прибыли, бухгалтер делает запись по дебету счета 09 «Отложенные налоговые активы» (ОНА) в корреспонденции с кредитом счета 68. А в периоде когда ОНА используется и уменьшает базу по прибыли, операция записывается, наоборот, по дебету счета 68 и кредиту счета 09.
НК установлены особенности учета будущих расходов, полученных от реализации акций, амортизируемого имущества и операций с финансовыми инструментами срочных сделок.
У нас все записано
Для доказательства законности переноса убытков в компании должна храниться «первичка», подтверждающая потраченные суммы. Несмотря на то, что бухгалтерским законодательством предусмотрено хранение бумаг не менее пяти лет, в случае использования расходов прошлых лет понадобятся документы за последние 10 периодов. Однако не стоит забывать, что ИФНС проверяет отчетность организации за 3 года, поэтому во избежание спорных ситуаций лучше хранить документы за последние 13 лет. Бумаги необходимо сохранять, даже если перенесенные убытки уже проверены налоговой инспекцией и проведены проверки, в рамках срока перенесенного убытка (Письмо Минфина России от 23 апреля 2009 г. № 03-03-06/1/276).