Обо всем        29 мая 2014        87         Комментарии к записи Как правильно провести инвентаризацию отключены

Как правильно провести инвентаризацию

Без своевременной инвентаризации невозможно обеспечить достоверность бухгалтерских данных. Как провести ее правильно? Время от времени инвентаризация проводится на всех предприятиях. Она позволяет обнаружить недостачи и выявить ответственных за них. Без нее невозможно обеспечить достоверность бухгалтерских данных, что становиться особенно актуальным, например, в период написания годового отчета. Некоторые специалисты считают, что эта мера оказывает дисциплинирующее воздействие на рабочий коллектив и для большей эффективности советуют прибегать к помощи независимых служб инвентаризации.

Инвентаризация имущества и обязательств

Перед составлением годового отчета, просто необходимо провести инвентаризацию имущества (основных средств, материалов, готовой продукции, товаров, денег в кассе и т. д.), а также финансовых обязательств фирмы (дебиторской и кредиторской задолженности). Инвентаризация имущества – это сверка того, что отражено у бухгалтера на бумаге, с тем, что фактически находится в офисе или на складе, включая обособленные подразделения фирмы. Инвентаризация финансовых обязательств – это сравнение задолженностей, которые числятся в бухгалтерском учете, с данными договоров, актов сдачи-приемки и налоговых деклараций. Основная задача инвентаризации – выяснить, совпадают ли данные бухучета с фактическим наличием тех или иных ценностей (суммой задолженностей), чтобы обеспечить достоверность данных отчетности. Дату инвентаризации определяет руководитель фирмы по согласованию с бухгалтером. Инвентаризацию проводят в период с 1 октября по 31 декабря отчетного года. Проверять нужно не только то имущество, которое принадлежит фирме. Инвентаризации также подлежат ценности, учтенные на забалансовых счетах, права собственности на которые у фирмы нет. Например, арендованные основные средства или товары, полученные на ответственное хранение, а также материалы, принятые в переработку. Дату инвентаризации определяет руководитель фирмы по согласованию с бухгалтером. Если речь идет о подготовке к годовому отчету, то обычно ее назначают на период с 1 октября по 31 декабря отчетного года. Тогда бухгалтер успеет подготовить все необходимые документы для инвентаризационной комиссии.

Приказ о проведении инвентаризации

Прежде всего руководителю нужно оформить приказ о проведении данного мероприятия, который нужно зарегистрировать в журнале. Для этих документов предусмотрены специальные формы – № ИНВ-22 и № ИНВ-23. Они утверждены постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88. В приказе устанавливается дата проведения инвентаризации и состав проверяющих. Членами комиссии могут быть работники администрации, бухгалтерской службы и другие специалисты, которые способны оценить состояние имущества и обязательств фирмы. Также для этих целей можно привлекать и аудиторов. Кроме того, в приказе укажите, какие именно имущество и обязательства будет инвентаризировать комиссия. Вот образец приказа о проведении инвентаризации: Перед началом инвентаризации бухгалтер должен представить комиссии данные бухгалтерского учета, в которых зафиксированы перечень и стоимость имущества, а также и обязательств фирмы. Эта информация содержится в отчетах о движении материальных ценностей и регистрах бухгалтерского учета. В регистрах должны быть следующие данные:

  • Дата и наименование той или иной хозяйственной операции;
  • Ее сумма;
  • Остатки по счетам бухгалтерского учета на дату начала инвентаризации.

Вся информация, которая содержится в них, должна быть подтверждена первичными документами. Руководитель инвентаризационной комиссии обязан завизировать приходные и расходные документы, приложенные к отчетам, и сделать в них запись «до инвентаризации на___(дата)». На основании этих документов комиссия определяет стоимость имущества и обязательств фирмы к началу инвентаризации. Эти данные заносят в инвентаризационные описи и акты (графа «По данным бухгалтерского учета»). Опись имущества подписывают все члены комиссии и работники, ответственные за сохранность имущества. Если в документе не будет хотя бы одной необходимой подписи, результаты инвентаризации могут признать недействительными.

Акт инвентаризации

Инвентаризационная опись (акт) – это документ, в котором отражают результаты инвентаризации. Для каждого вида имущества и обязательств оформляют свою форму.

Например, при инвентаризации наличных денег заполняют акт по форме № ИНВ-15, товаров или материалов – опись по форме № ИНВ-3 и т. д. Эти формы утверждены постановлением Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. № 88. Инвентаризацию имущества проводят с участием материально-ответственных лиц (кладовщиков, кассиров и т. д.). С этих работников берут расписки о том, что поступившие ценности оприходованы, отпущенные – списаны и все первичные документы по ним сданы в бухгалтерию. Опись подписывают все члены комиссии и работники, ответственные за сохранность имущества. Если в документе не будет хотя бы одной необходимой подписи, результаты инвентаризации могут признать недействительными. Опись хранится в архиве фирмы не меньше пяти лет.  Редакция «Бератор»