Обо всем        20 июня 2014        37         Комментарии к записи Как работает графологический метод. Графология – наука или искусство? отключены

Как работает графологический метод. Графология – наука или искусство?

«Всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчиваются и отражаются в движении» — И. М.Сеченов
Пожалуй, если постараться дать наиболее точное определение графологическому анализу, правильнее всего было бы сказать, что он заключает в себе элементы как науки, так и искусства.

Графология системна, основана на исследованиях эмпирически наблюдаемых закономерностей, а также на специальных экспериментах. Теоретической базой графологического метода являются многочисленные научные труды и исследования (см. Библиографию). С точки зрения исльзуемого понятийного аппарата, графология предполагает знание ряда психологических дисциплин – от теории личности до психопатологии. Более того, она отлично коррелирует с основными учениями классической психологии, частично опираясь на них.

Графология научна также и в том смысле, что позволяет подтверждать дедуктивные теоретические построения на практике. Этим она выгодно отличается от некоторых других направлений психодиагностики, где экспериментальное подтверждение предлагаемых классификаций личности затруднено.

При этом важно отметить, что графология (как и некоторые другие психологические и медицинские дисциплины) не является точной наукой в математическом смысле слова. Несмотря на теоретическую базу, системность закономерностей, таблицы и т. д., — качественный графологический анализ почерка невозможен без участия живого специалиста, чей опыт и психологическое чутье незаменимы для наиболее точной интерпретации вариантов, сочетаний и нюансов графических признаков.

Одного дедуктивного подхода недостаточно; требуется способность синтезировать из многочисленных признаков целостную картину исследуемой личности. Поэтому процесс обучения графолога предполагает длительную практику, задачи которой, во-первых, приобрести «наметанный глаз» в опознании нюансов почерка, а во-вторых, научиться эффективно сопоставлять графические признаки между собой.

Таким образом, графология содержит в себе и элемент искусства. В частности, необходима немалая доля профессиональной интуиции. Поскольку каждое из многочисленных явлений в почерке не имеет одного специфического значения, а имеет широкий диапазон интерпретаций (в зависимости от сочетаний друг с другом, формирования в «синдромы», степени выраженности и т. д.), то необходим синтезный подход. «Чистая математика» ошибется, т. к. совокупность признаков может равняться большему или иному, чем просто их сумма. Интуиция, основанная на опыте и знаниях, необходима в той же мере, как она необходима врачу при постановке диагнозов. Медицина — тоже неточная наука и часто медицинский справочник симптомов не может заменить живого специалиста. По аналогии с определением состояния здоровья человека, когда делать выводы только по наличию температуры или тошноты не имеет смысла, а для специалиста недопустимо, так и в графологии – невозможно делать выводы по одному-другому явлению («симптому») в почерке, который как правило имеет несколько различных позитивных и негативных значений. Никакой, даже профессиональный материал – сам по себе не гарантирует его обладателю успешных анализов. Все дело в умении верно, избирательно оперировать, сопоставлять, манипулировать имеемой информацией. Всвязи с указанными особенностями,  графологический анализ плохо поддается компъютеризации, подобно многим областям, требующим не только знаний, но и личных навыков их применения. Есть особые приемы, без знания и навыка применения которых использование каких-либо таблиц или схем практически теряет смысл. Сейчас – познакомимся с этими приемами. В своей работе графологи используют вспомогательные графологические таблицы. Эти таблицы удобны и важны, поскольку систематизируют огромный объем информации. Отметим, что они будут эффективны только в руках специалиста, да и большинство нюансов будут просто непонятны постороннему читателю. Таблицы  имеют разные задачи.

  • Одни – содержат алгоритмы распознавания графических признаков как таковых, а также помогают сориентироваться в их выраженности.
  • Другие – посвящены исключительно психологическим интерпретациям конкретных признаков («симптомов»).
  • Третьи – позволяют ориентироваться в гомогенных и гетерогенных «синдромах», т. е. характерных комплексах параметров, определений и значений.
  • Есть также графологические таблицы признаков различных психотипов, относящихся к различным типологиям личности.

При работе с графологическими таблицами (примеры которых приведены в конце статьи) учитываются следующие принципы: Первый принцип: Дуализм графических элементов Каждый элемент почерка имеет как положительную, так и отрицательную, часто даже  противоположную, интерпретацию. Все решают графологические «обстоятельства». Более того, каждый признак как правило, имеет по нескольку как положительных, так и отрицательных значений. Интерпретация признаков зависит: А) От их количества Б) От их выраженности В) От сочетаний и комбинаций с другими различными элементами почерка Второй принцип: Закон взаимоподтверждения Один отдельный признак, как и единственный вид признаков – не могут претендовать на истину. Необходимо «перекрестное» взаимоподтверждение или исключение посредством подтверждающих или опровергающих дополнительных признаков. Если складывается «синдром», т. е. специфический набор соответствующих друг другу признаков, — тогда интерпретацию или набор характеристик можно считать обоснованными. И – наоборот: нет доказательств, «не сходится» — вывод неверный. Третий принцип: Не все значения таблиц – всегда верны Никогда не бывает ситуации, при которой одновременно верны все значения по какому-либо признаку, поскольку в одной и той же колонке присутствуют порой несовместимые значения. Четвертый принцип: Зависимость количества значений от выраженности явления Чем более ярко, заметно, и с большей частотой выражено определенное явление, тем больше значений берется из таблицы. Пятый принцип: Крайность явления – смотрим с конца таблицы Если явление не просто присутствует, а явно преувеличено, имеет чрезмерные или гипертрофированные формы, не просто выражено – выражено искаженно, чрезвычайно сильно или встречается слишком часто, — этого достаточно, чтобы сразу направиться к концу таблиц, туда, где находятся обычно наиболее отрицательные характеристики. Крайности свидетельствуют о крайностях. Шестой принцип: Умеренность явления = «золотая середина» В противоположность крайностям, если графический признак выражен очень умеренно – настолько, что на первый взгляд кажется неоднозначным, вызывает сомнения и оказывается «пограничным» — берутся значения не только из начала таблицы, но и одновременно – из начала таблиц других характеристик данного элемента. В процессе графологического анализа учитывается:

  • Развитие навыка почерка и отклонения от учебного стандарта (прописей), законы формирования почерка и приобретения черт личной индивидуальности, этапы этого процесса.
  • Наличие или отсутствие предварительных условий, соответствие инструкциям и правилам подачи почерка на анализ
  • Исходные данные касательно пишущей руки, наличия очков, пола, возраста, состояния здоровья (сильных лекарств, инвалидности, дисграфия, дислексия и т. д.)

На первый взгляд, можно удивиться тому, что нужно указать пол и возраст, ведь казалось бы, уж это-то элементарные вещи для графологии! Это так и…. не так. Дело в том, что у почерка есть «свои» пол и возраст, которые запросто могут не соответствовать биологическим, как в одну, так и в другую сторону. Почерк может быть «мужским» или «женским», но он говорит о личности, о чертах характера, а не о фактической половой принадлежности человека. Аналогично и с возрастом – субъективным, психологическим, и объективным, хронологическим. Зная физиологический пол или возраст,  при обнаружении личностных отклонений от формальных данных, можно делать важные выводы. Чтобы дать представление о том, как работает графология, приведем основные, использующиеся в ней подходы и параметры. Нажмите на таблицу для увеличения. Впервые статья опубликована в 2006 г. Институтом Графоанализа Инессы Гольдберг