Обо всем        31 мая 2014        67         Комментарии к записи Лин Шесть Сигм в СКФО. Миф или реальность? отключены

Лин Шесть Сигм в СКФО. Миф или реальность?

Этот материал я подготовил еще летом, но и сейчас он не потерял своей актуальности. Не потерял, прежде всего потому, что после последнего визита руководителей АВТОВАЗа на ЧЕЧЕНАВТО, было отмечено, что технология производства и автомобили ЧЕЧЕНАВТО НЕ СООТВЕТСТВУЮТ ТРЕБОВАНИЯМ АВТОГИГАНТА И МОГУТ НАНОСИТЬ УЩЕРБ ИМИДЖУ БРЕНДА ЛАДА, который с таким трудом восстанавливается в течение последних трех лет и были сделаны принципиальные замечания, которые направлены на повышение качества выпускаемой продукции (о чем им особая благодарность). В своих желаниях интегрироваться в систему современного промышленного производства, многие производители СКФО забывают о том, что вопросы качества являются главными. Нет еще понимания, что способность  отечественных производителей одновременно совершенствовать три императивы бизнеса: быстроту, качество и затраты, являются  определяющими для иностранных партнеров. У нас же, или  быстро, качественно, но дорого, или быстро, дешево, но не качественно и т. д.
Мы импортируем иностранные технологии, но не пользуемся их системами управления и совершенствований – экономим. В итоге – современные технологии с одной стороны, а продукцию не покупают – с другой. Именно поэтому, на мой взгляд, необходимо внедрять в республиках СКФО те системы совершенствований, которые приносят прорывные результаты. Основной, безусловно, является ЛИН ШЕСТЬ СИГМ, которая применяется в большинстве международных брендах. Из первой сотни лучших компаний мира именно эту систему используют 82.
Поэтому же необходимо информационные площадки, выставки и т. д., приближать в отсталые в промышленном отношении регионы, к которым относятся республики СКФО. Необходимо, чтобы не отдельные представители регионов знакомились, а простые граждане знакомились с тем, как производят товары, которые конкурируют с отечественными, в результате чего Россия теряет  рабочие места, налоги, теряется качество жизни и растут протестные настроения.
Международный автомобильный салон в Чеченской Республике? Миф или реальность? Можно поёрничать на эту тему, вспомнить «бендеровский» межпланетный  ньювасюкинский шахматный турнир, а можно посмотреть на автомобильные производства в СКФО, на быстрорастущий рынок Северного Кавказа, на создаваемый туристический кластер с его нишевыми транспортными средствами. Всё это просчитать, и станет понятно, что вопрос о проведении Первого международного автосалона на Северном Кавказе созрел. Там  просто необходима автомобильная выставочно-информационная площадка. До Москвы далеко, а людям интересно видеть своими глазами и новую технику, и людей, которые её производят, обменяться мнениями, опытом. Проще говоря, товар надо приблизить к потребителям.
Как бы я представил себе проведение  такого автосалона и его специализацию?
Основной упор надо делать не на легковые седаны и купе, а на коммерческий транспорт: автобусы, внедорожники,  сельхозавтотехнику и средства механизации с ориентацией  на личные и фермерские хозяйства, дорожную технику и специальные автомобили для обслуживания и обустройства спортивных трасс, электромобили, гибриды и автокомпоненты. Естественно, на выставке должны присутствовать производители оборудования для автотехобслуживания. Учитывая, что СКФО представляет собой перспективный рынок для развитого автомобильного производства, тематику выставки можно расширить за счет представления передовых технологий автомобильной промышленности, оборудования и инструмента. 
Должна быть специальная конкурсная программа по  номинированию и определению лучших транспортных средств, автокомпонентов, в том числе: шин, масел, фильтров и др.  для эксплуатации в горной местности.
В рамках автосалона должны проходить переговоры, презентации инвестиционных проектов, заключение договоров. Потенциальные инвесторы должны быть заинтересованы в организации полноценного диалога на месте, посмотреть на людей,  иметь возможность познакомиться с культурой регионов, выведенных из полноценного международного сотрудничества на долгие два десятилетия.
Местом проведения я бы выбрал город Грозный. Грозный Сити мог бы стать ядром такого форума, тем более, что вся необходимая инфраструктура там есть.
Если постараться, то провести такой автосалон возможно в течение года. Соответствующее предложение Главе Чеченской республики мы уже подготовили.
Уверен, что автосалон станет локомотивом развития и чеченского автопрома.
Я написал этот текст, и подумал, а что, собственно говоря, покажет там сама Республика? Что там с ЧЕЧЕНАВТО? С какой продукцией выйдет он на выставку? С продукцией АВТОВАЗа, дважды собранной в России, которая и так еле удерживает свой рынок. Или со своей, инновационной, не имеющей российских аналогов? Второй вариант более предпочтительный.
По роду своей деятельности, мне приходится выступать на различных международных форумах по вопросам развития автомобильной промышленности, и часто участники задают неудобные вопросы, касающиеся  проекта ЧЕЧЕНАВТО, одним из авторов которого я являюсь.
Откровенно говоря, мне и самому не нравилось затормаживание проекта, которое наблюдалось в течение последних двух лет. Но и кризисом я это назвать не могу.
Но все-таки, основная задача ЧЕЧЕНАВТО на первом этапе проекта выполнена. Подготовлены высококвалифицированные рабочие и руководящие кадры, построен сборочный корпус, смонтирован конвейер, отработана логистика. Это главное. Производственники могут собирать более 20 000 автомобилей любых моделей в габаритах 2500х2500х5000. Первый этап занял долгие два года.
Но можно ли рассматривать создаваемый в Чеченской Республике автомобильный кластер как бизнес, который сможет обеспечить самостоятельное развитие, создавать рабочие места, платить налоги и быть престижным местом, гарантирующим пожизненный найм своим сотрудникам?
Ответ на этот вопрос прост – сейчас  нет. А ведь именно для решения этих задач и принималось решение о строительстве автомобильного завода в Чечне.
Неискушенный в чеченских реалиях эксперт может, наверное, предположить, что основной проблемой развития автопрома в Чечне является его ориентация на АВТОВАЗ. Но это только неискушенный.
Широко шагать – штаны порвать.  Мы ставили задачу  пройти этот путь за год-полтора. И технически это было возможно, но с людьми оказалось сложнее, оказалось невозможным мгновенно интегрировать менталитет, вышедших из военных конфликтов участников проекта в систему продвинутого автомобильного производства. Это касается абсолютно всех аспектов производственно-хозяйственной деятельности ЧЕЧЕНАВТО. Следует признать, что и рабочие, и руководители оказались не готовы воспринимать такой объем сложной технической и экономической информации. А возить вахтовиков, скажем, из Тольятти или Нижнего Новгорода – значило бы дискредитировать проект и отойти от главной задачи – замкнуть процесс проектирование – производство – сбыт на чеченские национальные кадры и создать достаточное количество рабочих мест.
Как бы то ни было, автопром в Чечне создан. Принята программа развития, выделены огромные финансовые средства, а главное —  создан коллектив единомышленников, способный целевым образом их использовать.
«Чеченский автопром 2012» стоит на низком старте второго этапа своего развития.
Как же будет и должен развиваться  этот значимый инфраструктурный проект.
Думаю, в течение этого и 2013 года сохранится тенденция производства автомобилей модельного ряда АВТОВАЗа. Но, по понятным причинам, эта ориентация не позволит извлекать из проекта прибыль. Дважды подвешенный, в одной стране, на конвейер автомобиль, всегда будет дороже автомобиля собранного на основном конвейере. Поэтому основная задача ЧЕЧЕНАВТО на этот период – согласовать ценообразование на машинокомплекты, и снизить его стоимость на 20-25 тысяч рублей. АВТОВАЗ, который, как известно, выжил только за счет господдержки, должен это понимать и принять дотационное ценообразование для ЧЕЧЕНАВТО. Очевидно, что согласование этой позиции должно быть выведено на уровень главного акционера – ГК Ростехнологии.
Одновременно, силами консультантов, чеченской  вузовской науки и специалистов ЧЕЧЕНАВТО, должен быть спроектирован, испытан и поставлен на производство автомобиль собственной конструкции — МТКШ (малотоннажное коммерческое шасси) ВОРД. Собственно говоря, проект ЧЕЧЕНАВТО задумывался для организации производства  именно такого автомобиля.  Автомобиль в нише Газели,  должен быть  на 20% дешевле при сохранении потребительских характеристик. В нем должны применяться современные конструкционные материалы, пластики, окрашенные в массе и современные автокомпоненты.
Технически, опытная партия таких автомобилей может появиться уже до конца этого года. Дизайн — 60% процентов успеха проекта. Поэтому это должен быть очень красивый каркасный автомобиль, на который можно «навешивать» современные дизайнерские поверхности.
Что же касается «начинки» автомобиля, то это должны быть только современные комплектующие, унифицированные с теми, которые применяются в иностранных моделях, на которые распространяются требования по локализации производства, в соответствии с заключенными инвестиционными соглашениями с Правительством РФ. Такой подход позволит не только существенно сократить затраты на организацию производства собственных комплектующих, но и интегрировать ЧЕЧЕНАВТО в систему поставок международных брендов за счет организации производства автокомпонентов  по программам локализации.
В эту номенклатуру могут войти: фильтры, домкраты, ремни безопасности, петли дверей, замки, электродвигатели  и изделия на их основе и т. д. Единственным требованием к такому производству будет обеспечение объема производства не менее миллиона изделий  для организации конкурентных поставок на все без исключения российские автозаводы. Для этого потребуется провести закупку современного литейно-кузнечно-штампового оборудования и инструментального производства.
Представление интересов ЧЕЧЕНАВТО на переговорах с иностранными компаниями на этом этапе должно осуществляться с участием представителей Министерства Промышленности и Торговли и ГК Внешэкономбанк. Убежден, что такая позиция найдет там соответствующую поддержку.
Что же касается производства утилитарных легковых автомобилей, то ЧЕЧЕНАВТО должен выпускать автомобили специальных комплектаций на их базе: автомобили такси, автомобили для МВД, медицинские автомобили, бронированные автомобили для банков и перевозки спецгрузов, почтовый и т. д.
Надо смотреть на рынок, участвовать в тендерах. Необходимо заключить договоры с международными брендами на право производства спецтехники на их базе, отработать систему испытаний и омологации и т. д.
Работа предстоит большая, но ЧЕЧЕНАВТО она по силам.
Подготовку новых кадров и отработку бизнес-процессов необходимо проводить с применением самых современных систем и методик, таких как Лин Шесть Сигм. Учитывая, что промышленность Чеченской Республики практически восстановлена и находится на начальном этапе развития, от правильной постановки системы управления, подготовки кадров, маркетинга и сбыта зависит очень много. Шесть сигм внедряется в самых продвинутых компаниях мира на протяжении последних двадцати лет. И именно эту методику мы применяли, когда начинали проект ЧЕЧЕНАВТО. Это позволило наиболее полноценно использовать метод параллельного инжиниринга и при проектировании завода, и при проведении переговоров и обеспечении принятия решения о строительстве завода. Сейчас Шесть Сигм поможет правильно и быстро организовать высокоэффективное бездефектное производство первого чеченского автомобиля – МТКШ ВОРД, и в торжественной обстановке представить его на Первом международном автосалоне в городе Грозном в будущем году.