Обо всем        08 июня 2014        79         Комментарии к записи Можно ли воспитать в себе лидерские качества? отключены

Можно ли воспитать в себе лидерские качества?

Задатки лидера часто упоминаются в списке качеств, которые работодатели хотят видеть в своих сотрудниках. Кажется, что без способности быть лидером об успешной карьере можно не мечтать. Так ли это? И возможно ли взрастить в себе лидера? 
Все не могут быть лидерами — лишь некоторую часть людей природа одаривает соответствующими задатками. Другой вопрос, насколько лидерские качества важны для карьеры, и можно ли их развить.
Попробуем разобрать следующую ситуацию. Представим специалиста, который прекрасно разбирается в своей профессиональной области, но на совещании не может убедить коллег в своей правоте. Или испытывает серьезные трудности в том, чтобы презентовать свой проект перед аудиторией. Или не может себе представить, что нужно перед руководителем отстоять свой статус и попросить о повышении. Становится ли человек от этого хуже как специалист? Нет. Понижаются ли его шансы на продвижение? Да. Вывод: развивайте в себе лидерские качества настолько, насколько это необходимо и возможно с учетом вашего характера. 
Уровень 1. Воспитание активной жизненной позиции
Именно с этого начинается лидерство — с особого мироощущения, которое делает человека уверенным в себе. В психологии это называется проактивность — умение брать на себя ответственность за все, что происходит в жизни. Вину за неудачи, ошибки и падения можно возлагать на других людей и обстоятельства. А можно понимать, что ты сам кузнец своего счастья — это и есть проактивность.
Если вы чувствуете, что в вашей жизненной позиции не хватает уверенности, воспитайте ее, это возможно! Прежде всего, осознайте, что семена для достижения результатов в любой сфере жизни сеете вы сами: что бросите в почву, такой урожай и соберете.
В первое время придется буквально заставлять себя проявлять больше настойчивости, преодолевая внутреннее сопротивление. Возможно, вам неприятно будет ощущать холод в желудке или дрожь в коленях, когда на общем собрании вы поднимитесь с места и скажете: «Я не согласен с точкой зрения  своего коллеги». Первые шаги на этом пути самые трудные. Пройдя их, вы сделаете важное и крайне приятное открытие: мир вокруг стал более дружелюбным и открытым, и, главное — в нем гораздо больше возможностей, чем казалось раньше. 
Уровень 2. Лидерство с большой буквы
Можно пойти дальше и развить себе именно лидерские качества, в самом строгом смысле слова. Кто такой лидер?
— это человек, который умеет оказывать влияние на других людей;
— это тот, кто в самой сложной ситуации не опускает руки и способен своим энтузиазмом заразить коллег;
— это специалист, рождающий яркие и нестандартные идеи, которые далеко не всегда принимаются профессиональным сообществом. Тем не менее, лидер способен убедить коллег в жизнеспособности своих проектов;
— это харизматичная личность. За харизматичным лидером мы иногда следуем, до конца не понимая или не принимая его точку зрения — просто потому что верим в этого человека, в его убеждения, профессионализм и интуицию. 
Для того чтобы стать лидером с большой буквы, так или иначе нужны природные задатки: робкий и тихий человек не поведет за собой остальных, хотя бы потому, что у него даже не возникнет такая мысль. Однако есть один важный момент. Если человека задеть за живое, он может стать красноречивее Цицерона и убедительнее Черчилля. Это называется ситуационным лидерством.
Если вы чувствуете, что в вас не хватает силы и убедительности, но хотелось бы эти качества развить, начните с ситуационного лидерства. Боитесь публичных выступлений? Организуйте семинар для друзей и выступите по теме, которую вы хорошо знаете и которая вам интересна. Неуверенно себя чувствуете в общении с незнакомыми людьми? Поучаствуйте в общественной акции по поводу, который вызывает у вас сильный внутренний отклик (уборка парков, социальная помощь, защита животных и т. д). Предпочитаете незаметную роль в коллективе? На свой день рождения испеките вкусный пирог, пригласите коллег на общую кухню: дружеское отношение, внимание к вам и теплые слова помогут вам почувствовать, что вы – важная часть коллектива. Начните с простых вещей, которые даются вам легко — и со временем сами удивитесь своим успехам.
Елена Набатчикова — эксперт «Труд»