Обо всем        25 июня 2014        148         Комментарии к записи Наука и презенсинг отключены

Наука и презенсинг

Учитесь у всех,  не подражайте никому — Ч. Диккенс

Наше видение мира и манера мышления в значительной  степени определяются собственными привычками, стереотипами и, так называемыми, действующими канонами. Смелость создания новых связей и  протаптывания новых тропинок требует от нас  умения  и способности «забыть» установленные постулаты, отпустить то, за что мы держимся,  а также смелости отказаться от привычных – порой ограничивающих наше мышление — взглядов и предубеждений. Отказ от своего рода установленных рамок и правил в науке или же в пределах Вашей собственной фирмы  предоставляет Вам уникальную возможность переоценить свои приоритеты в рамках целостности окружения. Тем самым Вы направляете собственную ориентацию в более широкое, интегральное, или — как это сегодня чаше называют — холистическое русло. Петер Сенге и его коллеги  назвали настоящий подход «презенсинг». Авторы понимают под этим осознанное расширение поля зрения, устраняющее любого рода предубеждения на пути  принятия  и понимания новых идей и мировоззрений. Для проведения исследования на данную тему исследователи организовали интервью со 150 учеными и предпринимателями. Здесь я хотел бы привести пример того, в чем данное изменение точки зрения конкретно выражается на примере мусороперерабатывающего  завода  AVR  из Роттердама. Данное предприятие поменяло взгляд на собственный вид деятельности и стало  называть себя не мусороперерабатывающим  заводом, а поставщиком сырья и энергоресурсов.

  Интересно, не правда ли? Предприятие поменяло фактически собственные и общественные взгляды на собственную сферу деятельности. Конечно же AVR  по-прежнему занимается переработкой мусора. Но завод проявил широту взглядов на тенденции развития и поместил себя и собственную деятельность в более широкий контекст, придав им тем самым иное значение и значимость. Тем самым предприятие перешло в новую, более осмысленную, фазу развития, что изменило и экономическое значение самого предприятия.

Каковы возможности  использования «презенсинга»  в различных областях науки? Приведу Вам в этой связи два примера. Экономика, как известно, широко  оперирует понятием «добавленной стоимости», при определении размера которой не принимаются в расчет уменьшения ископаемых запасов и качество воздуха. Если Вы, например,  разобъете собственную машину, то в соответствии с экономическими понятиями, это — положительный фактор. Может быть благодаря данному слепому пятну  канон экономической науки способствовал в прошлом и продолжает способствовать в настоящем загрязнению окружающей среды и изменению климата? Еще одним  примером, вынуждающим нас помещать проблемы в спектр расширенной перспективы является развитие в Европе «экологически чистых» видов топлива, что в свою очередь делает цены на питание недоступными для огромного количества людей. В цифровой реальности гораздо проще и доступнее, будучи студентом или ученым, создавать своего рода  междисциплинарные сети и сообщества, расширяя тем самым существующие контексты  и инициативы, исходя из новых точек зрения. Интернет предоставляет возможность для зарождения «коллективной интеллигенции « вокруг определенной темы.  Это накладывает определенную ответственность на ученых, студентов и всех нас. Вечный вопрос ответственности… У кого хватит смелости взять ее на себя? Есть ли у Вас решимость  выйти  из привычного окружения и  посмотреть за угол:  и что Вы там видите?