Обо всем        31 мая 2014        65         Комментарии к записи НДС по госконтракту для «упрощенца»: арбитражная практика отключены

НДС по госконтракту для «упрощенца»: арбитражная практика

В конкурсе на заключение госконтракта могут участвовать любые организации, в том числе и работающие на «упрощенке». Договор заключается с победителем по установленной им цене, корректировка которой не допускается. Что решает арбитражная практика по вопросу начисления НДС «упрощенцем» в рамках госконтракта?

Взыскать НДС по суду

Арбитражная практика по рассматриваемой проблеме обусловлена в каждом конкретном случае спецификой конкурсной документации, а также условиями контрактов. Рассмотрим несколько примеров. Так, например, заслуживает внимания Постановление ФАС Московского округа от 2 ноября 2011 года № А40-131937/10-59-1153 (Определением ВАС РФ от 21.02.2012 г. № ВАС-1045/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ). Суть спора такова: поставщик-«упрощенец» заключил госконтракт, цена которого включала НДС. Заказчик оплатил товар в полном объеме, однако посчитал, что поставщик завысил стоимость реализуемой продукции, увеличив расходы на НДС (на момент подписания контракта последний находился на УСНО). Тогда заказчик обратился в арбитраж с иском о взыскании неосновательного обогащения (ст. 1102 ГК РФ). Рассмотрев материалы дела, служители Фемиды установили: поставщик не выставлял счет-фактуру с выделением суммы НДС, а также не перечислял спорную сумму налога в бюджет. При этом судьи не нашли оснований для включения в стоимость поставки суммы НДС. Значит, полученные «упрощенцем» денежные средства являются неосновательным обогащением, и подлежат возврату.

Рассмотрев материалы дела, судьи установили: поставщик не выставлял счет-фактуру с выделением суммы НДС, а также не перечислял спорную сумму налога в бюджет. При этом судьи не нашли оснований для включения в стоимость поставки суммы НДС.

Примечательны также выводы, сформулированные в Решении Арбитражного суда г. Москвы от 10 июля 2011 года № А40-17779/11-102-147. Спор возник после оплаты, когда на счет поставщика пришли не все деньги: сумма была сокращена на размер НДС. Арбитры изучили дело и поддержали госзаказчика, поскольку в проекте контракта, являющемся частью конкурсной документации, и в самом договоре было особое условие: в случае освобождения поставщика от уплаты НДС в соответствии с налоговым законодательством цена госконтракта снижается на сумму налога без изменения предусмотренного контрактом количества поставляемой продукции. В другом судебном разбирательстве ФАС Московского округа (Постановление от 20.09.2011 г. А40-477/11067-4) арбитры снова встали на сторону госзаказчика. Предыстория спора такова. Победителем открытого аукциона в электронной форме была признана фирма, применяющая УСНО. При этом цена госконтакта была установлена с учетом НДС. В связи с применением спецрежима поставщик обратился к госзаказчику с предложением внести изменения в госконтракт и указать сумму оплаты без слов «с учетом НДС». Госзаказчик направил в Управление Федеральной антимонопольной службы по Москве (УФАС) обращение о включении фирмы в реестр недобросовестных поставщиков, приложив к нему протокол об уклонении победителя торгов от заключения контракта. Компания, выигравшая тендер, была вынуждена заключить договор по цене с учетом НДС. Однако, выставив впоследствии первичные документы и счет-фактуру без учета НДС, «упрощенец» недополучил от заказчика всю ту же сумму налога. Обращение в суд ни к чему не привело. По мнению арбитров, задолженность, подлежащая взысканию, у госзаказчика отсутствует.

Как поступить с НДС?
НДС, выделенный в госконтракте, способен доставить немало хлопот и при исчислении налоговой базы по единому налогу.

Допустим, в госконтракте выделена сумма НДС, но организация не готова к судебным тяжбам. В этой ситуации «упрощенец» поневоле становится налогоплательщиком НДС, так как по факту выполнения госзаказа оформляет все первичные документы, а также счет-фактуру с выделенной суммой этого налога. В свою очередь, выставленная сумма НДС подлежит уплате в бюджет за счет средств фирмы, применяющей УСНО (пп.1 п. 5 ст. 173 НК РФ). Также фирме предстоит подать в налоговую инспекцию декларацию по НДС (Письма Минфина РФ от 23.10.2007 г. № 03-07-11/512, УФНС РФ по г. Москве от 17.11.2009 г. № 16-15/120314). Кроме того, НДС, выделенный в госконтракте, способен доставить немало хлопот и при исчислении налоговой базы по единому налогу. Во-первых, учесть эту сумму сбора в составе расходов при расчете единого налога никак не удастся (Письмо УФНС РФ по г. Москве от 21.03.2011 г. № 16-15/026297@). Во-вторых, компетентные органы считают, что «упрощенцы», выставляющие в добровольном порядке покупателям счета-фактуры с выделением суммы НДС, должны учитывать доходы от реализации с налогом.

(Письма Минфина РФ от 14.04.2008 г. № 03-11-02/46, от 13.03.2008 г. № 03-11-04/2/51 и УФНС РФ по г. Москве от 02.11.2010 г. № 16-15/115179@). Хотя все же служители Фемиды категорически против такого подхода (Постановление Президиума ВАС РФ от 01.09.2009 г. № 17472/08). Яна Лазарева — эксперт журнала «Расчет»