Обо всем        24 мая 2014        109         Комментарии к записи «Новые возможности развития персонала: развитие команды топ-менеджеров с использованием технологий подготовки космонавтов» отключены

«Новые возможности развития персонала: развитие команды топ-менеджеров с использованием технологий подготовки космонавтов»

С начала 21 века возрос интерес бизнесменов к системе подготовки пилотируемых космических кораблей. Это объясняется не только тем, что эта сфера перестала быть абсолютно закрытой, но и тем, что система подготовки отвечает многим задачам, которые решает современный бизнесмен. Такое видение было сформировано у меня бизнесменами, проходящими подготовку в Российском государственном  научно-исследовательском испытательном центре подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина, где я до недавнего времени руководил лабораторией медико-психологической подготовки космонавтов, а именно: вторым космическим туристом Марком Шатлвортом, Сергеем Жуковым (ныне действующий космонавт-исследователь), Сергеем Полонским. Вообще с момента полета первого космического туриста Дениса Тито в космос было отправлено пять туристов и шестой сейчас готовится к полету, различные этапы подготовки проходили и проходят десятки персоналий крупного и среднего бизнеса, как иностранцев, так и наших соотечественников. Почему же возникает такой интерес со стороны бизнесменов к системе подготовки? Давайте мы с вами попробуем сравнить наиболее важные профессионально-важные качества космонавтов и черты бизнесмена-лидера, которые описывал Том Питерс в своих книгах «Представьте себе! Превосходство в бизнесе в эпоху разрушений» и «Основы. Лидерство»:

Необходимые качества Космонавта Необходимые качества Бизнесмена-лидера
P Личностная мобилизация P Самоактуализация P Адекватная самооценка P ОптимиСтичность, позитивное мышление P Психологическая проницательность P Хорошая психологиче­Ская совместимость за счет развитой коммуникабельности P Стрессоустойчивость, уверенность в себе P Адекватная нервно-психическая напряженность и тревожность и, как следствие, — устойчи­вость психофизиологических соотношений P Способность к адекватной саморегуляции и значительный потенциал функциональных резервов и ресурсов организма P Лидеры делают и действуют P Способность быть не просто экспертом, а примером P Умение решать проблемы P Владение всеми необходимыми навыками и умениями P Лидеры воспитывают других лидеров P Лидеры «продают» надежду, воодушевляют P Лидеры «любят» новые технологии P Лидеры выдающиеся продавцы

В чем же привлекательность системы подготовки космонавтов для людей бизнеса? На наш взгляд – в персональном, индивидуальном и комплексном подходах. Практически полувековой опыт подготовки космонавтов, направленный в первую очередь на развитие личности позволяет идти не методом проб и ошибок, а путем применения проверенных решений. В практике подготовки отечественных экипажей пилотируемых КК применяется, разработанная и улучшаемая с 60-х годов XX века система подготовки космонавтов: Этап общекосмической подготовки; Этап подготовки в группах; Этап подготовки в экипажах; Каждый из этапов завершается государственным экзаменом. Помимо групповой подготовки, общей для всех членов группы, на каждом этапе для каждого космонавта разрабатывается и индивидуальный план подготовки, с учетом только его особенностей и области его дальнейшего профессионального применения. Фактически в процессе групповой работы с каждым кандидатом в космонавты работает команда специалистов-профессионалов, уделяя персональное внимание каждому. На всех этапах подготовки космонавтов применяется психологическое сопровождение каждого из участников, будь то тренажерные тренировки или экстремальные виды деятельности, такие как парашютная подготовка или обучение основам выживания в различных климато-географических зонах. Обратимся к системам подготовки специалистов в компаниях. Повышение квалификации или обучение производится посредством тренингов, систем корпоративных университетов или индивидуальных сессий профессионального, личностного развития. Как итог системы подготовки космонавтов – сформированный летчик-космонавт или космонавт-исследователь. Как итог обучения персонала, к сожалению,- набор навыков, умений не сформированных в систему («как разные фрукты в корзине»). Почему же такое пристальное внимание уделяется именно психологическому сопровождению подготовки? За почти полувековой опыт работы с личностью в ЦПК сформировалось стойкое и четкое понимание, что успех выполняемого дела зависит в первую очередь от успешности тех людей, которые им занимаются, а составляющими их успешности является психическое состояние, в котором находятся космонавты. Ведущая роль в изучении психических состояний у космонавтов принадлежит выдающемуся ученому, одному из основоположников космической психологии, нашему современнику, который проработал в ЦПК почти полвека, Ростиславу Борисовичу Богдашевскому.