Обо всем        24 мая 2014        92         Комментарии к записи Образование. Надо ли забывать то, чему тебя учили в ВУЗе (школе)? отключены

Образование. Надо ли забывать то, чему тебя учили в ВУЗе (школе)?

Человечество, по отношению к восприятию образования, можно разделить на две категории: тех, кто может учиться и тех, кто не может учиться. Тех, кто может учиться, смогут чему-то научить даже посредственные педагоги, если только они знакомы с принципами обучения (общедидактическими, общеметодическими, частнометодическими). Тех, кто не может учиться, хорошо не смогут научить даже самые талантливые педагоги. Чаще всего в таких случаях понятие «не может учиться» однозначно подразумевает «не хочет учиться». А это уже не «способность», а «диагноз», подобно тому, как человек не может бросить курить, пить, употреблять наркотики и т. д. Это болезнь («лень», «неустойчивость психики» и проч.), с которой надо бороться не педагогам, а психологам и врачам других специальностей.
Соответственно и получившие в России (СССР) образование делятся на две группы: одни считают, что у нас хорошая система образования (те, кого удалось научить), другие – что у нас плохая система образования (те, кого не удалось научить). Те, кого не удалось выучить по выбранной ими специальности, поступают в другой российский ВУЗ, едут учиться за границу или идут работать, доучиваясь на практике. Одни считают, что «хорошее» образование в России (в СССР) – миф (первый), а другие, что миф (второй) — «хорошее» образование в зарубежных ВУЗах.
Однако, факты говорят сами за себя: востребованность за рубежом специалистов, окончивших российские и советские ВУЗы, подтверждает точку зрения, что у нас образование было и есть на сравнительно высоком уровне. Если наши специалисты хорошо адаптируются в любой отрасли большинства высокоразвитых государств без специальных («тепличных») условий, то это снимает первый «миф», чего нельзя сказать о втором «мифе», когда приезжающие иностранные специалисты для работы в России «требуют» особых условий.
Что касается вопроса о том, что надо «забыть» то, чему учили в ВУЗе (школе), то это больше вопросы морали, чем вопросы специальности. Высшая школа даёт знания не по владению навыками работы с конкретным инструментом, а учит навыкам работы в конкретной отрасли или в нескольких смежных отраслях (например, в авиации или на всех видах транспорта). Эти навыки «закладываются» на несколько десятилетий, с условием, чтобы сам обучаемый смог овладевать новыми методами и новыми технологиями. Чем «уже» будет специализация работника, тем легче он будет ориентироваться в тонкостях специальности, но тем большие «погрешности» и проблемы будут у него в смежных областях.
«Забыть то, чему учили в ВУЗе (школе)», значит забыть те учебники по которым учились, забыть друзей и товарищей с которыми учился, забыть тех педагогов, которые учили, а это – всегда было, есть и будет аморальным. Кто выдвигает подобный тезис (серъёзно, а не в качестве шутки), тот не способен не только к обучению, но и к работе, этого человека не смогли научить основному – уважать чужой и свой труд. У такого «специалиста» нет ничего святого, он не способен ценить коллективный труд, а значит не может нести свою личную ответственность перед коллективом. С учетом того, что все специальности в процессе работы взаимозависимы, с таким (безответственным) человеком опасно работать, то ли будучи в его подчинении, то ли имея его в подчинении.
Высшая школа даёт «запас» метологических знаний на «всю жизнь», общеобразовательных знаний – на 2-3 десятилетия, специальных знаний – на ближайшие 5-10 лет, практических знаний – на 1-2 года, в объёме тех обязанностей, по которым была практика или стажировка. Чтобы расширить эти диапазоны необходимо получать дополнительные знания на специальных курсах или методом самообразования. Тот, кто этого не понял в период обучения в общеобразовательной, средней специальной или высшей школе, тот никогда не будет хорошим специалистом.
При правильном использовании всего спектра получаемых знаний в образовательных учреждениях, «лишних» знаний не бывает, так как учебные программы имеют многовековую базовую основу и не могут содержать «балластного» материала более 10-15%, что не может повлиять на качество общих знаний обучаемого, если он учится с полной нагрузкой.
Всё это особенно важно для современного бизнеса, когда многие предприимчивые люди питают надежду на «удачу», а не на собственные знания. «Удача» может сопутствовать и она нужна, но «поймать удачу за хвост», это процес с очень малой долей вероятности. Более надёжным фактором в предпринимательском деле является уверенность в собственных знаниях, а, значит, и качественное их приобретение. Тогда вопрос, «о том, что что-то надо забыть», отпадёт сам собой. Зачем же надо тратить время (деньги) на то, что потом придётся «забывать»?