Обо всем        13 июня 2014        59         Комментарии к записи «Рабочий процесс» или как създить в отпуск? отключены

«Рабочий процесс» или как създить в отпуск?

Поводом для этой статьи была недавняя беседа  с одним из собственников малого бизнеса, хозяином СТО (станция технического обслуживания). Звучали уже привычные для нас проблемные точки: ленивый персонал (статья «Как мы бесились с жиру»), сложность контроля, отсутствие свободного времени. Они как ржавчина разъедают шестерёнки бизнеса, которые с таким упорством на протяжении  многих лет вытачивал, шлифовал и подгонял собственник. Иногда отказывая себе даже в мелочах во имя его будущего. Вот налажу всё, как положено, а потом и заживём!..  Будем отдыхать, заниматься детьми, читать книги и делать всё, что душе угодно. А на деле? Годы идут, а свободного времени становится всё меньше и меньше. Вот и дети уже подросли. Когда был в последний раз в отпуске? Ну, что за глупости! А бизнес на кого оставлю?! И как говорится в старой пословице: «Чем дальше в лес – тем больше дров».
И всё же, есть ли способы и инструменты для решения этого «геммороя»? Есть, отвечаем мы с полной уверенностью. Потому что десятки проведённых нами проектов, обучающих и консалтинговых, помимо устранения «дыр», через которые утекали неучтённые деньги собственника, высвободили свободное время и для его личной жизни.
В этой статье хотим просто, на «человеческом языке» показать, что такое «рабочий процесс» и его значение для контрольных функций в бизнесе.
Итак.
Рабочий процесс – это совокупность этапов, действий, через которые бизнес приходит к своему основному результату, прибыли. И чем чётче эти этапы у нас прописаны, тем понятней становится сам механизм создания прибыли и контроля над  этим процессом.
Давайте рассмотрим  рабочий  процесс на примере подготовки автомобиля к дальней дороге.
Первое, с чего мы начинаем прописывание рабочего процесса – это постановка конечной ЦЕЛИ выраженной в очевидных критериях (их можно увидеть, пощупать, измерить и т. д.). Или если сказать иначе, что я должен увидеть – услышать – почувствовать, чтобы я понял, автомобиль готов к дальней дороге? В нашем случае пусть это будет следующее:
1. Индикатор горючего в максимальном положении (что свидетельствует о наличии максимального количества бензина в баке);
2. На стеклянных поверхностях отсутствует грязевой налёт (если мы проведём по стеклу пальцем или чистой салфеткой, то на них не останется следов грязи).
3. Все электроприборы исправны (включаем повороты, фары, подсветку – горят).
4. Наличие запасного колеса (открываем багажник, видим, на месте).
5. Отсутствие посторонних шумов (скрежета стука и прочего, при работающем двигателе и в процессе движения автомобиля).
Именно совокупность этих критериев или промежуточных результатов дают нам уверенность в том, что автомобиль готов к дальней дороге, и значит, мы получили конечный результат – ЦЕЛЬ. У вас критерии могут быть иными, но это не важно. Главное понять принцип.
Идём дальше.
У нас с вами появилось пять критерием или результатов, совокупность которых даёт конечный результат: МАШИНА ПОДГОТОВЛЕНА К ДАЛЬНЕЙ ДОРОГЕ.
Дальше мы каждый из пунктов раскладываем на шаги, которые гарантированно приводят результату.
Например.
Промежуточный результат №1 — индикатор горючего в максимальном положении.
Шаги для его получения: заезжаю на заправку — вставляю пистолет — заливаю горючее до характерного щелчка пистолета, который и свидетельствует о том, что бак полный.
Контроль наличия результата: поворачиваю ключ зажигания — индикатор горючего в максимальном положении.
Промежуточный результат №2 — на стеклянных поверхностях отсутствует грязевой налёт.
Шаги для его получения: заезжаю в автомойку – заказываю услугу помывки автомобиля. Или, беру ведро с водой и тряпкой, начинаю мыть стеклянные поверхности.
Контроль наличия результата: проводим по стеклу пальцем или чистой салфеткой, на них не останется следов грязи.
Я думаю, что принцип прописания рабочего процесса стал понятнее.
Дальше.
Если предположим, что подготовку автомобиля к дальней поездке вы возложили на своего сотрудника, то вам остаётся только дать ему устную, а лучше письменную инструкцию о последовательности выполнения работы и конкретном результате на каждом из её этапов.
А что остаётся вам? Вам остаются функции руководителя:
— поставить цель,
— дать алгоритм её выполнения
— и проконтролировать результат.
Как контролировать?
Вот для этого и существуют промежуточные и конечные результаты. Вы подходите к автомобилю, смотрит на индикатор, проводите салфеткой по стеклянной поверхности, включаете повороты и фары, заглядываете в багажник и видите «запаску» и при движении автомобиля отсутствуют посторонние шумы. На всё про всё уходит пару минут (вот она и экономия времени). В итоге вы понимаете, СОТРУДНИК ВЫПОЛНИЛ СВОЮ РАБОТУ, ЗА КОТОРУЮ ВЫ ЕМУ И ПЛАТИТЕ. Заметьте, что и персоналу становится в разы понятнее как обеспечить вам тот результат, который вы от него ожидаете.
Это простой пример и мы не стали глубоко уходить в детали. Самое главное, ПОНЯТЬ ПРИНЦИП рабочего процесса КАК он пишется, и для ЧЕГО.
И если вы однажды сделаете это в своем бизнесе, то проблемы с персоналом,  контролем и свободным временем решатся быстро и надолго.
Удачи и процветания Вам и Вашему бизнесу!