Школа по концессии: зачем нужно привлекать инвестора для создания образовательных объектов

  Новости        09 июля 2020        139         0

Школа по концессии: зачем нужно привлекать инвестора для создания образовательных объектов

Прогнозируемый к 2024 году рост детей школьного возраста обострил необходимость создания школ. Однако даже с учетом имеющихся возможностей бюджетов всех уровней и действующих федеральных программ покрыть всю потребность в учебных местах будет сложно. Выходом может стать привлечение инвесторов к созданию таких объектов. Управляющий директор, руководитель Центра ГЧП Сбербанка, Анна Багинская рассказала об опыте банка в создании типовых проектов в сфере образования, а также о преимуществах и сложностях концессий для регионов. 

1 июня 2020 года при участии министра просвещения РФ Сергея Кравцова губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, инвестор проекта ГК «Просвещение» и ПАО Сбербанк заложили первый камень в строительство образовательного комплекса «Школа 800» на 4550 мест в Нижнем Новгороде. Этот уникальный и значимый проект по многим причинам уже стал ориентиром для других субъектов РФ. С одной стороны, это первый концессионный проект для создания целого комплекса разнородных объектов образования, объединенных в единое соглашение с объективной технологической связью и серьезной образовательной составляющей, с другой – это первая концессия в сфере образования, реализуемая с привлечением средств федерального бюджета. 

Очевидно, что далеко не все регионы смогут позволить себе такие комплексные инновационные объекты без ощутимой федеральной поддержки, тогда как практически для всех губернаторов проблема дефицита мест в школах и дошкольных учреждениях стоит очень остро. Кроме того, выросли требования к образовательной инфраструктуре и ее оснащению, которым не всегда соответствуют существующие объекты. Во многих случаях зоной особого интереса регионов становится создание единых комплексов с преемственностью образования и воспитания детей, начиная с детских садов вплоть до старшей школы. 

По последним общедоступным данным, к 2024 году в стране намечается резкий рост численности детей школьного возраста, что неизбежно вместе с текущей второй-третьей сменой в ряде регионов приведет к дефициту более 2 млн мест к 2024-2025 гг. С учетом всех имеющихся бюджетных источников на федеральном и региональных уровнях, потребность в частных инвестициях в данную сферу, по предварительным оценкам экспертов, составляет не менее 500 млрд руб.  

Осознавая необходимость кредитного плеча для привлечения частных инвестиций в столь нетрадиционную для инвесторов сферу, Сбербанк еще в 2018 году вывел на рынок специализированный продукт для реализации таких проектов с использованием механизма концессии, который ранее никогда не использовался в сфере образования. Сделали мы это в ответ на запрос ряда регионов и в результате отработки проблематики с Министерством Просвещения РФ. Так на рынке появились первые заключенные по форме банка концессии. В развитие темы, на уровне нескольких субъектов РФ типовые формы, разработанные банком, были утверждены в качестве типовых. За 2018-2019 годы заключено 15 концессий по нашей форме с общей мощностью объектов более 12 тыс. мест и общим объемом инвестиций более 20 млрд руб. 

Обозначенная еще в 2018 году задача приобрела новые аспекты: бюджетных возможностей, как и устойчивых подрядных организаций, становится всё меньше, а стратегия выкупа построенных объектов бюджетами разных уровней сейчас практически не реализуется. С другой стороны, строительство инфраструктурных объектов является чуть ли не единственным драйвером экономической стабильности в регионах. В этой связи концессии приобретают особую роль, предоставляя возможность на использование «инфраструктурной ипотеки», ощутимо уменьшая нагрузку на бюджет в моменте.

Для профильных федеральных органов исполнительной власти сейчас как никогда актуально привлечь внебюджетные источники финансирования. Речь идет не только о межбюджетной финансовой поддержке, но и о внедрении механизмов, уменьшающих стоимость долгосрочного заемного финансирования. При этом, многие регионы устанавливают внутренние предельные значения стоимости финансирования для проектов ГЧП, привязанные к ключевой ставке, в то время, как рынок кредитных ресурсов в свете макроэкономических колебаний использует иные рыночные ориентиры. Для того, чтобы разрешить существующие противоречия и выполнить поставленные задачи, нужна интенсивная совместная работа уполномоченных органов исполнительной власти, институтов развития и финансирующих организаций.

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спонсоры:
Страницы