Обо всем        28 июня 2014        95         Комментарии к записи Шутки плохи отключены

Шутки плохи

Чувство юмора работе не помеха? Когда как. Если партнер травит анекдоты вместо того, чтобы заниматься делом, рано или поздно с ним придется расстаться. Главное — не найти потом вместо него такого же аниматора.
Рубаха-парень, душа компании — с такими людьми приятно проводить время. Работать тоже? Да, но если человек четко выполняет свои обязанности, а не отвечает за «развлекательную программу». Как ни удивительно, иногда бизнесменам важнее второе. Только кризисная ситуация способна расставить все по своим местам.
Приятный человек
В 2007 году владелец аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа» Павел Гагарин решил создать новое направление бизнеса — транспортно-логистическую компанию «Навигатор». И предложил своему давнему другу Николаю Гуляеву (фамилия изменена) стать партнером. Весельчак и балагур, Николай на ходу придумывал шутки и анекдоты, сражал наповал эрудицией и моментально становился душой любой компании, поднимая всем настроение одним своим появлением. Павел и Николай дружили семьями, вместе ездили отдыхать. Деловыми качествами Гуляева глава «Градиент Альфа» не особо интересовался — знал только, что у друга есть собственная фирма, однако в подробности не вдавался.
Опыт ведения совместного бизнеса у Гагарина уже был, но в конце концов Павел выкупал у партнера его долю, объясняя, что на одном корабле не может быть двух капитанов. И все же решил попробовать еще раз. Бизнесмен признавался, что устал от слишком быстрого роста фирмы и хочет видеть рядом человека, который бы его подстраховывал и подбадривал.
Гагарин внес в уставной капитал «Навигатора» земельный участок, склады, привлек первоначальный пул клиентов, предоставил своих сотрудников. Кроме того, партнеры вложили в бизнес по 1 млн евро, и каждый был обязан искать заказчиков. Несмотря на то что вклад Гагарина был больше, соучредителям досталось по 45% компании. Еще 10% отдали наемному гендиректору — сотруднице Гагарина, которой и принадлежала идея создать транспортное направление. Но как оказалось, Николай не особо утруждал себя работой.
Момент истины
«Паш, тут есть один знакомый, ему нужны перевозки, но ты с ним сам повстречайся, у меня дела» — примерно так Николай Гуляев приводил в «Навигатор» новых клиентов. Его кабинет пустовал целыми днями, но беспокойства по этому поводу Гагарин не испытывал. Гуляева он ценил не только и не столько за деловые качества. Когда партнер приходил в офис, настроение у всех резко улучшалось. «Он открывал дверь, спрашивал: «Ну что, все работаете?» — и с ходу рассказывал анекдот»,— вспоминает Павел. Редкие визиты Гуляева становились для него эмоциональной отдушиной. Но в 2009 году произошла история, после которой Павел уже не мог закрывать глаза на поведение партнера.
Гендиректор «Навигатора» заболела, а Гагарин уехал в командировку. Весь бизнес на полтора дня оставили на Николая. «Это и стало моментом истины»,— вспоминает Гагарин. В одночасье Гуляев должен был сам принимать решения — вызволять машину, застрявшую на таможне, подписывать отчетность, разрешать конфликты. У Николая подскочило давление, стало плохо с сердцем. Он вызвал скорую и на месяц лег в больницу. «Гуляев не привык работать, на него свалилась слишком большая нагрузка, к которой он не был готов»,— говорит Гагарин.
Когда Павел появился в офисе, он ужаснулся, сколько всего натворил партнер за полтора дня. Так, один клиент был должен «Навигатору» крупную сумму. Гуляев вызвал должника, накричал и потребовал вернуть долг, несмотря на то что в кризис тот переживал сложные времена. Должник хлопнул дверью и решил, что денег не вернет, а партнерам порекомендует больше не связываться с «Навигатором». Этот резкий получасовой разговор позже обошелся Гагарину в несколько примирительных обедов, подарков и контрактов на льготных условиях. Общие потери составили не один миллион рублей.
С песней на пенсию
«Весь позитив, который я испытывал к Гуляеву, мгновенно сменился злостью и раздражением»,— вспоминает Павел Гагарин. Впервые он осознал, насколько далек его партнер от реалий совместного бизнеса. Впрочем, высказывать претензии товарищу он не стал и вместо этого навещал его в больнице. Друг появился на работе через месяц, но и тогда Гагарин напрямую не обозначил своего недовольства, а предложил партнеру поработать дома.
В итоге Павел Гагарин окончательно решил выкупить долю приятеля. К моменту инцидента он уже приобрел 15% его акций, а после выхода Николая из больницы предложил ему продать остальное. Гуляев согласился.
Но и после раздела бизнеса Гагарин не был удовлетворен. Он испытывал чувство вины из-за того, что позволил партнеру сесть на шею. И не в первый раз. «Я людей развращаю: тот, кто не хочет напрягаться, быстро понимает, что можно все взвалить на меня и тихо получать свои деньги»,— сетует Павел. Но он до сих пор был благодарен Гуляеву за клиентов, и особенно — за эмоциональную подпитку, которую от него получил.
Благодарность Павел решил выразить материально. Примерно через год после выкупа акций Гагарин стал выплачивать 43-летнему экс-партнеру «пенсию» — месячное жалованье, которое по размеру превышало зарплату любого из служащих «Навигатора». И принял решение, что отныне он ведет дела с людьми четкими и обязательными, а с балагурами общается в нерабочее время.
Но прошлое пока дает о себе знать. Недавно Гагарину снова пришлось уволить хорошего знакомого: топ-менеджер провалил восьмилетний проект по строительству недвижимости за границей. Он тоже отлично рассказывал анекдоты.