Финансы        01 июля 2014        36         Комментарии к записи Слухи в бизнесе отключены

Слухи в бизнесе

Представить бизнес без существования слухов практически невозможно: позитивные или негативные, они в любом случае повышают узнаваемость компании и интерес к ней. Нельзя отрицать и тот факт, что они формируют взаимоотношения между игроками рынка и потребителями, которые, в зависимости от направленности слухов, могут либо резко улучшиться, либо, наоборот, дойти до разрыва. Еще в древности народная молва зачастую шла впереди каравана, и если о купце говорили, что он нечестен или его товар не отличается качеством, то на успех рассчитывать уже не приходилось.
К сожалению, специфика российского менталитета такова, что наши соотечественники гораздо больше верят негативным слухам, чем позитивным, и даже больше, чем реальным фактам. Поэтому заработать себе очки, очернив конкурента, довольно легко.
В бизнес эта практика пришла из политики: современные предвыборные технологии настолько тесно срослись со слухами, что избиратель зачастую не понимает, где правда, а где вымысел.
В нашей отрасли со слухами приходится сталкиваться довольно часто. Небольшие компании в борьбе за свою долю рынка нередко применяют методы очернения более крупных конкурентов.
Конечно, я понимаю, что слухи — это плата за позицию лидера: значит, конкуренты видят в нас сильного игрока, а других методов борьбы у них попросту нет.
На мой взгляд, чтобы побороть слухи, не стоит оправдываться, лучше показать в действии, насколько распускаемый слух не соответствует действительности. Например, клиент отказывается от продолжения сотрудничества из­за негативной информации, распространяемой конкурентами о вашей компании: отнекиваться бесполезно — никто не воспримет ваши слова всерьез, но стоит напомнить о прошлых удачных сделках и плодотворном сотрудничестве на протяжении нескольких лет, как от сомнений по поводу
Вашей порядочности не останется и следа.
Я считаю, что распускать слухи о конкурентах — низко. Если есть какая­то информация, которая могла бы серьезно повлиять на рынок, следует ее тщательно проверить, прежде чем сделать публичной.
Говоря о слухах, нельзя не затронуть и тему внутренних коммуникаций — распространение сплетен внутри самой компании. Сразу хочу сказать, что я против всяческих доносов и нашептываний друг на друга. Циркуляция сплетен среди сотрудников может сформировать нервозную атмосферу, развалить сплоченный коллектив, снизить работоспособность. Причин может быть много, но основная, на мой взгляд, одна — система коммуникации. Если начальство общается не со всеми сотрудниками, а только с «избранными», информация искажается или образуется ее недостаток. А когда у людей появляется информационный вакуум, они стараются его заполнить. Хорошо действует рассылка важной актуальной информации всем сотрудникам компании: о возможных изменениях сроков выплаты заработной платы, о приеме на работу новых сотрудников и уходе из компании старых. Чем более прозрачной будет кадровая политика, тем меньше станет возникать поводов для разговоров о «сокращениях» и приеме «по блату» — излюбленной темы для слухов внутри компании.
Также играет не последнюю роль гендерный состав: чаще всего слухами грешат преимущественно женские коллективы. Необходимо выстраивать систему внутренних коммуникаций таким образом, чтобы каждый сотрудник четко понимал, что он делает и зачем, осознавал свою роль в общем деле, чувствовал себя частью команды. А когда люди хорошо общаются и на работе, и в нерабочее время, желания «наговаривать» на коллег у них просто не возникает.
Есть единственный случай, на мой взгляд, когда слухи способны принести пользу как своеобразное социологическое исследование. Например, вы планируете какие­то значимые изменения в жизни компании, и сотрудники введены в курс дела, есть возможность собрать массу комментариев и узнать настроения в коллективе. При положительном отклике можно смело проводить преобразования, при отрицательном — лучше пересмотреть намеченные планы. Хотя, строго говоря, это не слухи, а просто сбор мнений.
Открытая и честная работа как внутри компании, так и на рынке — залог блестящей репутации и долгосрочных отношений с клиентами.
Используйте только проверенную информацию и доказывайте свое лидерство реальными достижениями, а слухи и сплетни пусть останутся на откуп конкурентам. Я уверен, что любая ложь, даже во спасение, может потом негативно отразиться на бизнесе, а значит, уничтожить то, что создавалось руками десятков людей в течение многих лет.