Говоря о католической церкви, следует иметь в виду, что речь идет не только о самой религии и ее воздействия на людей, но и о иерархическом институте, имеющем свои собственные интересы, органическую структуру, определенные связи с государственными властями. В Чили давняя традиционалистская позиция иерархии заводила церковь в тупик. Все труднее становилось примирять различные течения, даже несмотря на то, что архиепископ К — Эррасурис в 20-е годы сумел добиться определенной передышки, предложив отделить церковь от государства. На одном полюсе сосредоточились епископы и верующие ультрареакционного толка, а на другом — сформировалось получившее широкий отклик у многих священнослужителей передовое движение «Христиане за социализм». Возникавшие в связи с этим трудности во времена Народного единства искусно обходились в значительной степени благодаря гибкости кардинала Р. Сильва Энрикеса, при его конструктивном сотрудничестве с правительством президента С. Альенде.
Позднее архиепископ критиковал преступления фашистов, становясь на сторону жертв и защищая их. Иерархия, хотя и отмежевывалась от «Христиан за социализм», отвергая это течение, была вынуждена учитывать настроения огромной массы простых верующих и наиболее связанных с народом служителей культа. Тем самым сохранялась видимость согласия в лоне церкви. Жизнь показала, что замшелые постулаты правых и «охота за ведьмами» ведут церковь к расколу, ибо обновленческие течения возникают в силу весьма глубоких причин. В наши дни среди верующих крепнет социально-политическое сознание необходимости возродить дорогие для них общечеловеческие идеалы, т. е. уничтожить эксплуатацию человека человеком, добиться социального равенства, демократизации общества, искоренения расизма, устранить угрозу ядерной войны, покончить с массовой нищетой, прекратить империалистические агрессии, положить конец колониализму и неоколониализму.
Таким стремлениям в обычных условиях уже не могут воспрепятствовать никакие анафемы, тем более когда появляются признаки революционного подъема.