Доля колхозной торговли в розничном товарообороте страны за 1970 г. составила 2,6%, в обороте продовольственных товаров— 4,5, а в обороте по сопоставимому кругу товаров (мясо, молоко, картофель, овощи и т. п.) —8,7%. Социалистическое государство посредством мер экономического характера оказывает определенное воздействие на неорганизованный рынок, косвенно регулируя сферу колхозной торговли. Такими мероприятиями являются: планомерное развитие сельского хозяйства и рост производства продуктов питания; развитие государственной и кооперативной торговли сельскохозяйственными продуктами по твердым ценам, организация такой торговли на колхозных рынках; улучшение системы закупок потребительской кооперацией излишков продукции у колхозов, колхозников и других граждан. Государство способствует развитию материально-технической базы колхозных рынков, оказывает помощь колхозам и сельскому населению в доставке на рынок и реализации сельскохозяйственных продуктов. Руководство колхозными рынками осуществляют министерства торговли республик, областные, краевые и городские управления (отделы) торговли. Планирующие органы в процессе разработки баланса денежных доходов и расходов населения, планов розничного товарооборота государственной и кооперативной торговли определяют объем колхозной торговли, намечают примерный объем привоза продуктов на колхозные рынки. Прямого учета оборота колхозной торговли нет. Ведется выборочный учет привоза отдельных продуктов и средних цен на рынках 264 городов. На основе этих данных расчетным путем определяют сумму оборота всех городских рынков страны. В последние годы возникла так называемая внутриколхоз-ная торговля, т. е. продажа сельскохозяйственных продуктов колхозами отдельным колхозникам. Эта торговля возникла в связи с применением в колхозах денежной оплаты труда. Колхозники в счет причитающегося заработка или за наличные деньги покупают в колхозе некоторые сельскохозяйственные продукты. Оборот этой торговли не включается в оборот колхозного рынка, учитываемый органами статистики.
