Государственный сектор создается для решения целого ряда проблем общественного значения, выходящих за рамки такой ограниченной частнокапиталистической цели, как извлечение прибыли, т. е. создается именно для преодоления узких границ воспроизводства частного капитала. Вместе с тем отрицание354прибыли как единственного критерия эффективности не может служить оправданием отказа от принципа самоокупаемости государственных капиталовложений, оправданием причин их невысокой окупаемости. Вопросы эффективности государственного сектора являются предметом острой внутриполитической борьбы, а также поводом к нажиму на развивающиеся страны со стороны Запада и его международных организаций, в частности МБРР, стремящихся ограничить этот сектор. Известное влияние на отношение к государственному сектору оказала в начале 80-х годов вызванная инициативой администрации Р. Рейгана волна так называемой «дерегуляции», т. е. сокращения экономической роли государства в развитых капиталистических странах. Попытки заставить развивающиеся страны последовать этому примеру означали, однако, не только стремление принизить значение государственного сектора в их экономике, но преследовало и более глобальную цель — ограничить способность развивающихся стран противостоять наступлению неоколониализма на путях транснационализации монополистического капитала.
