Единственная относительно крупная работа Мао Цзэдуна, опубликованная после 1949 г. и содержавшая претензии на теоретические обобщения, «К вопросу о правильном разрешении противоречий внутри народа», подготовлена на основе его ответов на вопросы, заданные участниками Верховного государственного совещания КНР в феврале 1957 г.1 Приведение изречений Мао в порядок, переработка и редактирование их потребовали более трех с половиной месяцев труда. Работа была опубликована в «Жэньминь жибао» лишь 19 июня того же года. Мао Цзэдун как-то признался на одном из совещаний: «Говорить можно, мы ведь сегодня говорим кому что вздумается. Написать статью—вот это трудно». Теоретическая беспомощность, просто недостаток элементарного образования, неспособность найти аргументацию и логически осмыслить то или иное явление приводили к мозаичности, характерной для структуры выступлений Мао Цзэдуна и каждой их составной части.
Даже отдельные абзацы сплошь и рядом строились им из отрывочных фраз, не связанных между собой и относящихся порой к совершенно различным предметам разговора. И не случайно для катехизиса «культурной революции» была избрана форма именно цитатника, содержавшего обрывки высказываний Мао Цзэдуна. К Мао, наверное, больше, чем к кому-либо другому, прнложимы слова великого русского сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина о некоторых вольнолюбцах, «которые потому свои мысли вольными полагают, что они у них в голове, словно мухи без пристанища, там и сям вольно летают»