Бурная хозяйственная деятельность местных органов власти имеет, однако, определенные отрицательные черты и последствия. Как говорят в КНР „у верхов есть политика, у низов — ответ». Местные органы власти сыграли немалую роль в ускорении темпов развития народного хозяйства, в поиске и проверке разных вариантов перестройки хозяйственного механизма, но одновременно, как это ни парадоксально на первый взгляд, приложили усилия для оживления практики внеэкономического принуждения. Органы власти, местные ведомства и службы буквально навалились на предприятия, получившие собственные средства, требуя от них материалы, финансовые средства, рабочую силу, срывая реализацию решений о переходе предприятий на самоокупаемость и самофинансирование. Один — с сошкой, семеро — с ложкой» — примитивная ситуация.
К предприятиям потянулись со всех сторон десятки „ложек», не всегда „вельможных», но всегда имеющих какую-то власть и действующих весьма изощренно. „Не хотите платить добром, — говорят порой строптивой администра t)m предприятия представители местной инстанции, – не надо. Мы вас оштрафуем». И штрафуют.
Введя разного рода „пожертвования», „общественные сборы средств» и т. п., а по сути — самые настоящие поборы, местные органы власти и службы до предела сокращают собственные средства предприятий. По официальным данным, доля средств, которая по закону должны была оставаться на государственных предприятиях, увеличилась с 3,7% в 1978 г. до 42,4% в 1986 г. Фактически же, по расчетам сотрудников Центpa по изучению проблем развития Госсовета КНР, в государственный бюджет, ведомствам, министерствам, местным органам власти и разного рода инстанциям предприятия отчислили примерно 80% реализованной прибыли. На каждом государственном предприятии стало оставаться в расчете на одного работника в среднем 300—400 юаней (среднегодовая заработная плата в том же году а государственном секторе равнялась 1414 юаням) для модернизации производства и премирования персонала. Центральное правительство осудило практику поборов предприятий и специальным постановлением в 1988 г. запретило разного рода „изъятия» из прибылей предприятий, однако, судя по сообщениям китайской прессы, прежняя практика сохраняется, изменились только ее методы и приемы