Особенность КНР заключается в том, что не все крестьянские хозяйства ведут производство на рынок. Согласно результатам упомянутого выше обследования, более 12% крестьянских дворов, занятых в земледелии, не продают сельскохозяйственную продукцию и продукцию подсобных промыслов, среди зерноводческих такие дворы составляют почти 33%, среди животноводческих — свыше 56% . Закономерно, что в полеводстве для таких дворов разработана и специфическая форма подряда. Суть ее заключается в определении продуктивности данного земельного надела и установлении обязательств двора сохранять и повышать зафиксированную продуктивность земли. При падении продуктивности двор штрафуется, при повышении — премируется. И если в последующем двор решит отказаться от своего надела или передать его другому подрядному двору, ему Должны быть компенсированы затраты на повышение плодородия земли. Этот опыт заслуживает пристального внимания. Особое значение для этой труппы дворов приобретают и формы кооперации, нацеленные на обучение крестьян основам агротехники, распределение современных достижений •тротехники и семеноводства, способствующие постепенному втягиванию ¦х в товарное производство. В КНР сложились четыре основные формы хозяйствования: семейное, «ли подворное; объединения нескольких дворов при сохранении хозяйственной самостоятельности каждого из них; так называемое „двухъярусное», когда коллективное хозяйство (один „ярус») обеспечивает на дого-*°Рных началах каждый подрядный двор (другой „ярус») различными видов. предприятия; о собраниях представителей рабочих и служащих; о порядке увольнения рабочих и служащих и приеме на работу новых работников на основе индивидуальных трудовых договоров; о подрядной хозяйственной ответственности на государственных предприятиях, о сдаче их в аренду; о запрещении разверстки различных налогов и сборов по предприятиям „др. . Что же нового вносит закон о государственных предприятиях в хозяйственно-экономическую практику? Попытаемся ответить на этот вопрос путем сравнения закрепленных в нем норм с дореформенной практикой, с одной стороны, и с задачами, преследуемыми в ходе хозяйственной реформы,- с другой.
