Тем не менее в публикациях о Китае встречаются утверждения, будто «идеи» Мао составляют целостную и оригинальную систему взглядов, являются «теоретической мыслью», некой единой «маоистской концепцией -, «целенаправленной по глубинной сущности системой взглядов», имеющей «определенную логику» и «отража ющей своеобразие истории, традиций и социальной структуры китайского общества». Такие оценки вполне отвечают стремлениям китайской пропаганды представить «идеи» Мао Цзэдуна как «целостную научную систему», стройную систему взглядов. Никакой теоретической мысли или глубинной сущности в «идеях» Мао Цзэдуна нет. Это доказывают, в частности, и только что приведенные высказывания самого Мао, и в этом мы еще раз убедимся в дальнейшем. Они представляют собой прежде всего очевидный плод невежества их автора. К. Маркс писал: «Невежество — это демоническая сила, и мы опасаемся, что оно послужит причиной еще многих трагедий»’.
Деятельность Мао Цзэдуна и его последователей, то, что мы называем теорией и практикой маоизма, трагедия, которую по вине маоистов переживает китайский народ, в полной мерс подтверждают предсказание Маркса. Да, в «идеях» Мао Цзэдуна есть своя логика. Это «логика» метаний мелкого собственника между рабочим классом и буржуазией, обезумевшего от колоссального напряжения классовой борьбы внутри Китая и во всемирном масштабе. Но «логика» метаний означает отсутствие подлинной логики, состоящей в строгой последовательности и обусловленности действий и суждений. «Идеи» Мао действительно отражают своеобразии истории, традиций, социальной структуры китайского об щества, но они отражают их извращенным сознанием реакционного мелкого буржуа со всеми его предрассудками и пережитками, среди которых особенно сильны национальный эгоизм, националистическая ограниченность, имеющие в Китае глубочайшую историческую традицию. Несмотря на всю интеллектуальную скудость п ущербность «идей» Мао Цзэдуна, их автор и его адепты, пользуясь отсталостью китайских трудящихся, с самого начала своей политической деятельности противопостав ляли эти «идеи» марксизму-ленинизму как нечто более совершенное, как единственное оружие, способное обеспечить успех китайской революции. И после ее победы — сначала скрытно, в узком кругу или на секретных сове- Щаниях, затем все более открыто и громко — маоисты продолжали эту линию.