Экипажи дальних противолодочных самолётов Ту-142 продолжат совершать длительные полёты над акваторией Арктики и Атлантики в 2022 году, сообщили в пресс-службе Северного флота. Там назвали эту задачу одной из приоритетных для машин такого типа. Эксперты называют самолёты Ту-142 одним из самых эффективных средств противодействия подлодкам потенциального противника. Аналитики подчёркивают, что с учётом текущей геополитической обстановки регулярное патрулирование северных морских рубежей России стало особенно актуальным.
- Дальний противолодочный самолёт Ту-142
- © MOD Russia/Global Look Press
В 2022 году экипажи авиации Северного флота продолжат совершать длительные полёты над Арктикой и Атлантикой на дальних противолодочных самолётах Ту-142, сообщили в пресс-службе флота.
«Экипажи дальних противолодочных самолётов Ту-142 объединения ВВС и ПВО Северного флота продолжат практику длительных полётов в оперативно важных районах Атлантического и Северного Ледовитого океана. Данная задача будет одной из приоритетных для лётчиков этого типа самолётов в новом году», — говорится в сообщении.
В пресс-службе СФ отметили, что в 2021 году средняя продолжительность полётов в дальнюю морскую зону для таких экипажей составила около десяти часов, а среднее пройденное за полёт расстояние превышало 7 тыс. км. Причём помимо воздушного патрулирования и выполнения других поставленных задач лётчики проводили ледовую разведку и мониторинг обстановки в Арктике.
«Все полёты были выполнены в строгом соответствии с международными правилами и договорами об использовании воздушного пространства без нарушения границ приморских государств», — подчёркивается в сообщении.
Советский «Медведь»
Самолёт Ту-142 (Bear-F в номенклатуре НАТО) был разработан ОКБ Туполева в СССР в 1960-х годах. Необходимость в этом самолёте возникла из-за появления у США новых атомных подлодок с баллистическими ракетами на борту.
Взяв за основу планер самолёта Ту-95РЦ, конструкторы применили в машине ряд новых технических решений, например стойки шасси с 12-колёсными тележками и двухщелевые закрылки. Это улучшило взлётно-посадочные характеристики нового самолёта и дало ему возможность работать с грунтовых аэродромов.
- Дальний противолодочный самолёт Ту-142
- © UPI
Ту-142 имел обзорный радиолокатор в обтекателе в центральной части фюзеляжа для обнаружения подводных лодок в надводном положении и под перископом. За ним были расположены отсеки с противолодочным ударным вооружением и радиогидроакустическими буями. Также самолёт оснастили кормовой пушечной установкой и бортовыми средствами радиоэлектронного противодействия с расширенными возможностями.
Ту-142 — один из самых больших самолётов в мире с размахом крыла 50,4 м и площадью крыла 289,9 кв. м. Длина самолёта составляет 53,07 м при максимальной массе 185 т и боевой нагрузке 8845 кг. Крейсерская скорость полёта составляет 705 км/ч при практической дальности около 10 тыс. км.
Самолёты этого типа неоднократно модернизировались и модифицировались. Эксперты называют Ту-142 одним из самых эффективных средств борьбы с подлодками в арсенале российской морской авиации.
«Ту-142 могут летать на большие расстояния даже без дозаправки в воздухе, а с дозаправкой время работы и расстояние полёта становится ещё больше. Кроме того, у них очень мощная аппаратура, которая позволяет обнаруживать подводные лодки вероятного противника на глубине до 100 м с воздуха», — подчеркнул военный эксперт полковник в отставке Виктор Литовкин.
Такие самолёты преимущественно используются для патрулирования районов, где могут оказаться подводные лодки с ядерными ракетами на борту и многоцелевые АПЛ.
«Они могут передавать информацию о местонахождении этих подводных лодок как на надводные корабли, так и в центр принятия решения по уничтожению этих субмарин. Или же применять свои средства для их ликвидации», — пояснил собеседник RT.
В составе Северного флота созданы два авиационных полка, сообщается на сайте Минобороны России. Новые формирования оснащены…
«Принимая во внимание то, что сейчас вдоль российских границ усиливается деятельность флотов НАТО, кораблей США и в первую очередь атомных подводных лодок, возникает реальная угроза общей безопасности РФ. Отработка подобного рода задач сейчас особенно важна, поскольку Запад практически открыто угрожает России как санкциями, так и усилением военного давления. Поэтому такие полёты необходимы», — полагает аналитик.
Он выразил мнение, что каждый такой вылет можно считать своеобразным мини-учением, в рамках которого проходит подготовка экипажа, отработка слаженности действий морской авиации и противолодочных кораблей ВМФ России. Кроме того, Кнутов подчеркнул, что в плане обеспечения стратегической безопасности РФ Арктика представляет особую важность.
«Арктика — достаточно сложный в этом плане регион. Подводные лодки, которые находятся подо льдами, очень непросто обнаружить. Ледяной пласт исключает использование гидроакустических буёв и усложняет борьбу с уже обнаруженными субмаринами», — пояснил аналитик.
Поэтому, по его словам, основная задача противолодочных самолётов — своевременно обнаружить субмарины, которые способны пробить лёд и всплыть.
«Эта задача требует от экипажа очень высокого уровня подготовки. Это важно именно потому, что США и НАТО, преследуя свои геополитические цели, очень рассчитывают на Арктику. Ведь это самое близкое подлётное расстояние к России, и в этой области затруднено обнаружение подлодок. А в текущей военно-политической обстановке это фактически один из элементов системы предупреждения о ракетном нападении, поэтому на эти самолёты и их экипажи возлагается очень большая ответственность», — заключил Кнутов.
Источник