ЭВМ становится более доступной любому пользователю и на работе и дома раскрывает огромные возможности перед всеми людьми. В XIX в. надо было быть Гауссом, королем математики, чтобы решиться решать систему линейных уравнений 50-го порядка. Сейчас с этой задачей может справиться каждый, была бы ЭВМ, библиотека стандартных программ да толковая инструкция, как ими пользоваться. Доступность многих математических методов очень упрощает работу исследователя и инженера. Еще более интересным и еще более важным для общества является то, что самыми популярными, самыми нужными для широкого круга пользователей стали Нематематические задачи. Решать системы уравнений приходится не каждому и не каждый день, а вот заглянуть в записную книжку, перелистать конспект, выучить что-то новое, посмотреть расписание электричек и самолетов, навести справки о месте учреждения или о номере телефона приходится каждому и весьма часто.
Но и это не все. Применение ЭВМ на производстве, в учебе и досуге касается всех, приводит постепенно к совершенно новому образу жизни, к совершенно иному Образу мыслей. Говорят, ЭВМ усиливает умственные способности. В литературе бытует такое сравнение: как механизмы и инструменты (молоток, рычаг, ворот, лебедка) и машины (станки, автомашины) усиливают физическую силу человека, так и ЭВМ увеличивает мощь, силу человеческого разума. Но это сравнение неверно. Механизм увеличивает силу человека и настолько, что даже делает ее вовсе ненужной: нажимай на кнопки — и машина все сделает сама, не надо затрачивать физических усилий. В первые годы, когда появилась вычислительная техника, да и потом, когда распространились микрокалькуляторы, и сейчас, когда ПЭВМ становятся обычными и на работе, и дома, высказывалось мнение, что человеку, если он работает на ЭВМ, не нужно думать, ведь все делает ЭВМ. Некоторые опасались, что если дать детям микрокалькуляторы, то они таблицу умножения не выучат или же забудут ее. Другие думали, что и без математики можно обойтись, ведь ЭВМ вычислит быстрее и безошибочно.
Но все это не так. Опыт показывает (а исследования подтверждают), что ученики, вооруженные микрокалькуляторами или работающие на ЭВМ, стараются сделать даже больше заданного, некоторые решают подряд все задачи (это мы сами наблюдали). А ведь при этом надо думать! Надо думать, как от условий задачи перейти к ее решению, как ввести данные, как организовать процесс вычислений, разобраться в единицах измерения и в результатах, выданных Машиной. ЭВМ становится более доступной любому пользователю и на работе. Да и На работе не стало легче.
Раньше инженер-электрик делал прикидочный расчет на бумаге с логарифмической линейкой в руках, а уже в процессе пробного изготовления изделия, например трансформатора или его макета, изменял число витков, брал другой провод и марку стали, дорабатывал, исправлял. А теперь, имея программу, он проведет десятки, сотни расчетов, попробует изменить немного то же число витков и толщину магнитопровода и посмотрит, что из этого получится.